|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2022. №2
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Зверева И. А.
«ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ?». КРУГЛЫЙ СТОЛ, 24.03.2022 Барабашев А. Г., Баснак Д. В., Вахнин Л. Е., Дьячков Т. В., Клименко А. В., Клищ Н. Н., Корчагин Р. Н., Мурашев И. А., Приятелев В. В., Якобсон Л. И.
|
7–33
|
|
34–59
|
В статье рассмотрены особенности современного этапа развития российской гражданской службы через призму базовых административных парадигм (веберовской рациональной бюрократии, нового государственного управления (НГУ), общественно-государственного управления (Good Governance)) и выявлены парадигмы в научном, электоральном политическом и современном правовом дискурсе. Использованы методы контент-анализа, тезаурусного анализа, библиометрического анализа публикаций в изданиях из ядра РИНЦ, сравнительно-правового анализа Основных направлений развития государственной гражданской службы РФ и «дорожных карт» по их реализации на 2016–2018 и 2019–2021 гг. Предложены критерии идентификации административных парадигм с помощью набора тезаурусных слов, а также методологический инструментарий для сопоставления с данными парадигмами а) научных статей, посвященных государственной бюрократии, б) предвыборных программ российских политических партий в части, связанной с реформированием госслужбы; в) нормативных документов, содержащих цели текущего этапа развития гражданской службы РФ. В результате исследования выяснено, что веберовская парадигма доминирует в научных публикациях по праву, НГУ – по управлению и экономике, Good Governance – по социологии и политологии, что свидетельствует о мультипарадигмальности современных исследований. Изучение текстов предвыборных программ российских политических партий 2016 и 2021 гг. в части, касающейся реформы бюрократии, выявило преобладание тезисов, соответствующих Good Governance, что интерпретируется как отработка общественного запроса на открытость и справедливость политическими силами по всему идеологическому спектру. Правовое регулирование развития гражданской службы РФ осуществляется на стыке менеджериальной и веберианской моделей. Первая проявляется в жесткой формализации деятельности госслужащих, а вторая – в попытках сделать госаппарат результативным, компактным и сервисным. Сохранение закрытости госслужбы подтверждается снижением доли мер, эквивалентных Good Governance, что противоречит установке на открытость и справедливость, фиксируемой в научном и политическом дискурсе. |
|
60–84
|
Исследование посвящено изучению изменений в системе госуправления под влиянием цифровой трансформации. Цифровые платформы О2О (online-to-offline) рассматриваются как новые экономические агенты, трансформирующиеся в институциональные механизмы и формирующие новую систему ценностей. Для оценки воздействия платформ О2О на общественные ценности используется типология ценностей, предложенная Ф. Баннистером и Р. Коннолли (Bannister, Connolly, 2014). Анализ академической литературы и результатов полуструктурированных интервью с участниками пяти цифровых платформ О2О (YouDo, Youla, Profi.ru, Avito, Fl.ru) позволил выявить различные виды трансакционных издержек. Оценка издержек проводилась в зависимости от типа трансакции на платформах. Принимая во внимание риски взаимодействия участников цифровых платформ O2O и его недостаточное регулирование, авторы сформулировали основные направления трансформации существующей системы государственного управления в связи с ее платформизацией и представили обоснование необходимости перехода к системе управления, основанной на общественных ценностях: Public Value Management .
|
|
85–105
|
Исследование методом многофакторного сравнительного анализа выявляет доминанты национальных стратегий развития искусственного интеллекта (ИИ) ведущих мировых держав – Германии, России и США. В статье рассматриваются как структурные сходства стратегических документов, так и принципиальные различия в целеполагании и функциональных ожиданиях государств от технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ). Проекция фундаментальных идей технико-экономических парадигм на национальные стратегии развития ИИ дает возможность авторам выдвинуть гипотезу о формировании общеевропейской (континентальной), российской и американской протомоделей государственной политики в сфере искусственного интеллекта. Были также рассмотрены этические аспекты применения технологий искусственного интеллекта в государственном управлении. Исследование позволило обнаружить причины различных подходов государств к развитию технологий ИИ и представить оценку среднесрочных перспектив развития национальных стратегических программ в мире.
|
|
106–133
|
Задача определения уникальности целеполагания регионов в части проверки соответствия текстов стратегий развития регионов их отраслевой специализации решалась в ходе представленного в статье исследования. На основе технологии «умного» бенчмаркинга территорий, а также инструментария Text Mining, проанализированы долгосрочные стратегии развития 11 регионов с общим объемом текстового корпуса 415 780 слов. В качестве ключевых слов выбраны основные разделы общероссийского классификатора видов экономической деятельности, характеризующие отраслевые приоритеты развития регионов. Извлечение ключевых понятий из текстов стратегий и проведение их количественного анализа осуществлено с помощью высокоуровневого языка программирования Python. Полученные количественные результаты сравнения именованных сущностей стратегий развития субъектов Российской Федерации доказали, что недостаточность уникального целеполагания в части идентификации перспективных специализаций в стратегиях развития субъектов Российской Федерации искажает систему приоритетных направлений развития и поэтому объективно является одной из причин недостижения территориями запланированных показателей. В работе используются методы интеллектуального анализа текста, математической статистики, группировки и обобщения, а также приемы визуализации анализируемых данных.Авторская методика проведения интеллектуального анализа текстов является универсальной для любой области науки. Разработанные алгоритмы извлечения именованных сущностей из текста и представленные алгоритмы Text Mining открывают широкие горизонты для дальнейших исследований в области анализа стратегий как публичных документов, обращенных к заинтересованным субъектам.
|
|
134–158
|
В статье представлен обзор публикаций по методологии Agile. Рассмотрены ценности и основные принципы Agile, приведены сравнительные характеристики гибкого и традиционного подходов к разработке программного обеспечения, описаны наиболее популярные гибкие методы (Scrum, Kanban, Scrumban, экстремальное программирование (XP), бережливая разработка (Lean)). Проведенный анализ публикаций показал, что Agile рассматривается с точки зрения не только разработки программного обеспечения, но и применения проектного подхода к управлению. Установлено, что существуют практики внедрения Agile в государственном управлении. Однако авторы указывают на свойственные государственному сектору проблемы по управлению ИТ-проектами, связанные с серьезными недостатками в системе государственных закупок программного обеспечения и правовыми ограничениями. Авторы приходят к выводу, что при осуществлении правительствами закупочных процессов рекомендовано применять «гибкие закупки». В рамках анализа прикладных публикаций выявлено, что гибкому подходу в государственном управлении будет способствовать принятое рядом стран соглашение Agile Nations, устанавливающее приверженность более гибкому подходу к нормотворчеству. На основании проведенного анализа сделан вывод, что Agile также можно рассматривать с точки зрения управления персоналом. Выдвинуто предположение, что гибкость кадров (гибкая методология работы с кадрами) является перспективным направлением и зарождающимся трендом развития Agile. Настоящий обзор может быть полезен научному и экспертному сообществам при исследованиях цифровизации государственного управления и выработке предложений по государственной политике в сфере государственной гражданской службы.
|
|
159–179
|
Статья посвящена исследованию состояния комплексной безопасности российских образовательных учреждений, в первую очередь высших учебных заведений, в контексте антитеррористической и противокриминальной защищенности, пожарной безопасности, вопросов гражданской обороны и защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Актуальность исследования обуславливается негативными тенденциями, проявляющимися в отрицательных статистических данных и отдельных резонансных событиях. Наблюдается неспособность действующей системы комплексной безопасности образовательных учреждений формировать адекватный ответ на существующие угрозы, такие как скулшутинг или колумбайн, гарантировать устойчивое соблюдение требований пожарной безопасности и др. Основная гипотеза исследования – комплексная безопасность образовательных учреждений не функционирует как единая эффективная система, способная противостоять актуальным угрозам и вызовам. Цель исследования – оценить имеющиеся уязвимости системы обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений, выработать механизмы для совершенствования методов государственного управления в сфере регулирования безопасности образовательного процесса. С применением системного, статистического, сравнительно-правового, формально-юридического анализа были изучены имеющиеся в международной и российской научной литературе подходы к проблематике безопасности образовательных учреждений, а также зарубежное и отечественное законодательство, регулирующее данную сферу. Научная разработанность и нормативная обеспеченность вопросов управления системой безопасности образовательных учреждений России оценивается как недостаточная. В заключении даются конкретные предложения по повышению уровня безопасности образовательных учреждений. |
РЕЦЕНЗИЯ
|