АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ОПЫТ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ: МОДЕЛЬ ASAN SERVICE

  • Садыгов Шахин Мустафа оглы Экономический научно-исследовательский институт при Министерстве экономики Азербайджанской Республики https://orcid.org/0009-0005-2671-0136
  • Муршудли Фуад Алекпер оглы Экономический научно-исследовательский институт при Министерстве экономики Азербайджанской Республики https://orcid.org/0009-0006-2007-7488
  • Багир-заде Манаф Мурад оглы Экономический научно-исследовательский институт при Министерстве экономики Азербайджанской Республики https://orcid.org/0000-0002-7037-1179
Ключевые слова: ASAN Service, коммерциализация, государственные услуги, цифровизация, предпринимательское государство, новое государственное управление

Аннотация

Современный подход к повышению эффективности предоставления государственных услуг в качестве одного из ключевых принципов предполагает организацию государственного управления на основе рыночных принципов. Госучреждения с традиционной формой управления, привыкшие существовать за счет центрального бюджета, в современных реалиях столкнулись с некоторыми организационными и методологическими трудностями. Цель статьи – выявить и концептуализировать опыт административных реформ в системе государственного управления Азербайджана в части преодоления этих препятствий. В работе определяются теоретические основы предоставления государственных услуг в соответствии с рыночными принципами. Дескриптивная часть результатов исследования основана на количественных статистических данных организационной деятельности, а прескриптивная – на научной литературе, правительственных решениях и юридических документах. Эмпирические данные исследования базируются на официальной статистике и отчетах Государственного агентства по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при Президенте Азербайджанской Республики, Портала государственных услуг и Портала данных о деятельности ASAN Service.

Основное утверждение настоящей работы заключается в том, что ориентированная на цифровизацию коммерциализация государственных услуг в Азербайджане является решающим фактором для успешного преодоления существующих преград в сфере оказания госуслуг. Наглядный пример этого успеха – тот факт, что опыт ASAN Service стал трансферным продуктом для других стран. Исследование объясняет коммерческое измерение институциональной и цифровой трансформации в государственном управлении и выявляет особенности уникальной азербайджанской модели.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Садыгов Шахин Мустафа оглы, Экономический научно-исследовательский институт при Министерстве экономики Азербайджанской Республики

Доктор экономических наук, профессор, председатель правления

Муршудли Фуад Алекпер оглы, Экономический научно-исследовательский институт при Министерстве экономики Азербайджанской Республики

Доктор философии по экономике, доцент, советник председателя правления

Багир-заде Манаф Мурад оглы, Экономический научно-исследовательский институт при Министерстве экономики Азербайджанской Республики

Доктор философии по политическим и административным наукам, доцент, заведующий отделом цифровой экономики и инноваций

Литература

Alesina A., Persson T., Tabellini G. Reply to Blankart and Koester’s political economics versus public choice: Two views of political economy in competition // Kyklos. 2006. Vol. 59, no. 2. DOI:10.1111/j.1467-6435.2006.00331.x

Bagirzade M. The changing role of the state in stages of economic development: fordism and post-fordism // Economic reforms. 2024. Vol. 10, no. 1. P. 76–96. DOI:10.30546/2790-2196.1.10.2024.010

Bayliss K., Kessler T. Can Privatisation and Commercialisation of Public Services Help Achieve The Mdgs? // An Assessment. 2006. Vol. 22. Brasilia.

Bernheim B.D. A Neoclassical Perspective on Budget Deficits // Journal of Economic Perspectives. 1989. Vol. 3, no. 2. P. 55–72. DOI:10.1257/jep.3.2.55

Brown A., Fishenden J., Thompson M. Revolutionising Digital Public Service Delivery: A UK Government Perspective // Revolutionising Digital Public Service Delivery. 2015. March.

Buchanan J.M. The Public Choice Perspective // Journal of Public Finance and Public Choice. 1983. Vol. 1, no. 1. Р. 7–15. DOI:10.1332/251569298X15668907116436

Cuadrado-Ballesteros B., García-Sánchez I.M., Martínez-Ferrero J. Commercialization of local public services. In: Global Perspectives on Risk Management and Accounting in the Public Sector. IGI Global. 2016. DOI:10.4018/978-1-4666-9803-1.ch007

Dixon H.D. The Role of Imperfect Competition in New Keynesian Economics. In: Surfing Economics. 2001. DOI:10.1007/978-1-137-04142-5_4

Donald K. The Global Public Management Revolution : A Report on the Transformation of Governance // AAHE–ERIC Higher Education Research Report. 2005. Vol. 9, no.10.

Ericksson L. Public choice theory. In: C. Ansell and J. Torfing (eds). Handbook On Theories of Governance. Second Edition. Edward Elgar Publishing. 2022. P. 336–353. DOI:10.4337/9780857938442.00017

Hill C.J. Public management and program effectiveness in US public administration. In: Handbook of American Public Administration. 2018. DOI:10.4337/ 9781786432070.00037

Hughes O. The Traditional Model of Public Administration. In: Public Management and Administration. 2018. DOI:10.1057/978-1-137-56010-0_3

Kilian M., Raghavan P., Alles A. How making the most out of GovTech's boom will strengthen public services // World Economic Forum. 2022. 22 December. URL: https://www. weforum.org/stories/2022/12/how-making-the-most-out-of-govtechs-boom-will-strengthen-public-services (дата обращения: 18.02.2025).

Laegreid P. Christopher Hood, “A Public Management for All Seasons?” // The Oxford Handbook of Classics in Public Policy and Administration. 2016. Vol. 1. November.

Muradov M., Safaraliyeva R., Aghayev Y., Gurbatov N. Monitoring and evaluation of e-government infrastructure and e-services in Azerbaijan. Baku. 2014.

Muth J.F. Rational Expectations and the Theory of Price Movements // Econometrica. 1961. Vol. 29, no. 3. DOI:10.2307/1909635

Niskanen W.A. Bureaucracy and Public economics. Brookfield, Vermont, Edward Elgar Publishing. 1994.

OECD. ASAN Bridge System – Observatory of Public Sector Innovation. 2023. URL: https://oecd-opsi.org/innovations/asan-bridge-system/ (дата обращения: 18.02.2025).

Omelchuk O., Koltun V., Deineha O., Popov M., Korchynska O., Trusii O. Reforming management activities to improve the efficiency and effectiveness of public administration // International Journal of Scientific and Technology Research. 2020. Vol. 9, no. 3.

Piore M., Sabel C. The Second Industrial Divide: Possibilities for Prosperity. New York, Basic Books. 1984.

Polidano C. Administrative reform in core civil services: application and applicability of the new public management. In: The Internationalization of Public Management. 2013. DOI:10.4337/9781781952757.00010

Salayev R. The Main Directions in Tax System’s Reform in The Azerbaijan Republic. In: H. Khalid, M. Mustapha, S. Ante (eds) 38th International Scientific Conference on Economic and Social Development. Rabat. 2019.

Schiavo-Campo S., McFerson H.M. Public management in global perspective. 2014. DOI:10.4324/ 9781315701417

Self P. Government by the market?: The politics of public choice. Taylor and Francis Inc. 2021. DOI:10.4324/9780429039393

Shaw R. Another Size Fits all? Public Value Management and Challenges for Institutional Design // Public Management Review. 2013. Vol. 15, no. 4. DOI:10.1080/14719037.2012.664017

Sidorenko E., Bartsits I., Khisamova Z. The Efficiency of Digital Public Administration Assessing: Theoretical and Applied Aspects // Public Administration Issues. 2019. No. 2. P. 93–114. URL: https://vgmu.hse.ru/article/view/25188 (дата обращения: 30.04.2025).

Stoker G., Kippin H., Griffiths S. Public services: A new reform agenda. Bloomsbury Academic. 2013.

Thijs N., Mackie I., Krievins M. Service design and delivery in the European Neighbourhood Policy East region: A comparative report on designing and delivering administrative services in Armenia, Azerbaijan, Georgia, Moldova and Ukraine // SIGMA Papers. 2022. No. 64. OECD Publishing, Paris. DOI:10.1787/c6debcce-en

Wincott D. The (Golden) age of the welfare state: Interrogating a conventional wisdom // Public Administration. 2013. Vol. 91, no. 4. DOI:10.1111/j.1467-9299.2012.02067.x

Yang R., Azadov E. Public Administration Reforms: Achievements, Problems, Prospects. Ed. by A. Nuriyev. Baku, CBS Polygraphic Production. 2005.

Yusifov F., Gurbanli A. E-services evaluation criteria: The case of Azerbaijan // Informacijos Mokslai. 2018. Vol. 81. DOI:10.15388/Im.2018.0.11938

Yuzhakov V., Pokida A., Zybunovskaya N., Starostina A. “Citizens” assessment of the impact of digitalisation on the quality of public administration (based on sociological surveys of RANEPA 2022–2024) // Public Administration Issues. 2024. No. 2. P. 85–109. DOI:10.17323/1999-5431-2024-0-2-85-109

Zhang B., Zhang Z. Design and research of one-stop system of rural public service governance based on Big data technology // Proceedings of 8th International Conference on Information Systems Engineering. ICISE. 2023. DOI:10.1109/ICISE 60366.2023.00075

Опубликован
2025-06-19
Как цитировать
Шахин Мустафа оглыС., Фуад Алекпер оглыМ., & Манаф Мурад оглыБ.-з. (2025). АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ОПЫТ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ: МОДЕЛЬ ASAN SERVICE. Вопросы государственного и муниципального управления, (2), 30-66. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2025-0-2-30-66
Выпуск
Раздел
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА