ОЦЕНКА ГРАЖДАНАМИ ВЛИЯНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЕЙ
Аннотация
Одной из ключевых задач российского государства является обеспечение и повышение защищенности значимых для граждан охраняемых законом ценностей (далее – ОЗЦ) – жизни и здоровья людей, имущества и проч. – от рисков причинения им вреда (ущерба). Успех решения этой задачи во многом зависит от того, насколько системно выявляется и учитывается мнение граждан о влиянии на этот процесс контрольно-надзорных органов (далее – КНО). Прежде всего – относительно полученного результата их обращений в КНО в целях обеспечения защиты ОЗЦ. В качестве метода исследования проблемы предложен соцопрос граждан. С этой целью с участием авторов в инструментарий проводимого ежегодно с 2018 г. общероссийского соцопроса РАНХиГС относительно оценок гражданами уровня защищенности ОЗЦ были также включены вопросы, выявляющие то, как граждане оценивают влияние КНО на обеспечение и повышение защищенности ОЗЦ. Результаты анализа ответов на эти вопросы в соцопросе РАНХиГС в 2025 г. подтвердили сохраняющуюся актуальность исследования: 37,3% граждан за два года, предшествующие опросу, сталкивались со случаями рисков причинения или причинением вреда (ущерба) ОЗЦ. Исследование показало, что положительные итоги обращений в КНО за защитой ОЗЦ от контролируемых государством рисков причинения им вреда побуждают граждан к более высоким оценкам защищенности ОЗЦ. Более половины респондентов к необходимым мерам по повышению защищенности ОЗЦ относят повышение доступности и качества своего взаимодействия с КНО. Из этого следует, что забота о росте доли обращений граждан в контрольно-надзорные органы за помощью в защите охраняемых законом ценностей и той части из обращений, по которым заявителем получен полностью положительный результат, может рассматриваться как одна из ключевых мер повышения защищенности ОЗЦ. Ее целесообразно включить в качестве таковой в стратегические документы по совершенствованию государственного контроля (надзора) – при их обновлении.
Скачивания
Литература
Agamagomedova, S.A. (2021) ‘Axiological aspects of state control and supervision’, Pravo, (1), pp. 37–61 (In Russian). DOI:10.17323/2072-8166.2021.1.37.61
Ageeva, А.V., and Toropova, K.Y. (2020) ‘Problems of legal support of the implementation of electronic applications of citizens in the aspect of digital transformation of public administration in Russia’, Paradigms of management, economics and law, (2), pp. 189–197. (In Russian).
Anisimov, G.G. (2022) ‘On certain issues arising in consideration of applications from citizens by prosecution bodies and options to improve the legal regulation of such legal relations’, Zakonnost', (1), pp. 31–34. (In Russian). EDN: PEQTZF.
Bashkueva, E.Yu. (2020) ‘Work of the ministry of health of the republic of Buryatia with public appeals as an indicator of the executive authorities performance: Сurrent state and challenges’, Bulletin of Buryat State University. Economy and Management, (4), pp. 33–43. (In Russian). DOI:10.18101/2304-4446-2020-4-33-43
Begen, P.N., Rybalchenko, P.A., and Chugunov, A.V. (2020) ‘Improving the system of electronic interaction between citizens and authorities using artificial intelligence technologies: Experience of the «Our St. Petersburg» Portal, 2019–2020’, Information resources of Russia, (4), pp. 30–36. (In Russian).
Gerasimov, A.P., and Iksanov, R.A. (2016) ‘Psychological aspects of protection of the rights and legitimate interests of citizens’, Agrarnoe i zemel'noe pravo, 5(137), pp. 44–46. (In Russian).
Grishkovets, A. A. (2022) ‘Actual problems of consideration of citizens appeals in prosecutor’s offices and possible ways of their optimal solution’, Pravovaya politika i pravovaya zhizn', (3), pp. 118–135. (In Russian). DOI:10.24412/1608-8794-2022-3-118-135
Dmitrieva, N.E. (2024) ‘Electronic appeals of citizens to the authorities: comparative analysis of the BRICS countries’, Informatsionnoe obshchestvo, (5), pp. 47–61. (In Russian). DOI:10.52605/16059921_2024_05_47
Zyryanov, S.M. (2023) Inspections as a stage of regulation: monograph. Moscow: The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation; OOO «Yuridicheskaya Firma Kontakt». (In Russian).
Karpenko, E.V., and Poddubnyy, I.I. (2018) ‘Analysis of citizens' requests as a tool for assessing the availability and quality of medical care (using the Bryansk region as an example)’, Regional'naya Rossiya: Istoriya i Sovremennost', (1), pp. 200–205. (In Russian).
Levashovа, O.V. (2017) ‘Comparative analysis of rural and urban crime’, Central science bulletin, 2(22S(39S)), pp. 29–31. (In Russian).
Mikhailyuk, V.A. (2023) ‘Cyber police is a modern law enforcement agency in the fight against internet crime’, Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 99(1), pp. 74–79. (In Russian).
Pavlova, E.V., and Sidorova, M.V. (2019) ‘On some problems of considering citizens’ applications occuring in the practice of the police personnel’, Politsejskaya deyatelnost, (2), pp. 36–44. (In Russian). DOI:10.7256/2454-0692.2019.2.29634
Prokofieva, T.V. (2022) ‘On measures to improve the fight against cybercrimes in the Russian Federation’, Vestnik of Moscow State Linguistic University: Education and Teaching, 1(842), pp. 142–146. (In Russian). DOI:10.52070/2500-3488_2022_1_842_142
Strelnikov, V.V. (2020) ‘General problems of consideration of appeals to the prosecutor's office’, Agrarnoe i zemelʹnoe pravo, 187(7), pp. 134–138. (In Russian).
Tishchenko, Yu.Yu., and Sherkhov, R.R. (2022) ‘Features of the application of protection measures and assistance to victims of violent crimes’, Law and state: theory and practice, 212(8), pp. 108–110. (In Russian).
Khramtsov, A.B. (2018) ‘Current problems in the sphere of consumer protection’, Siberian Journal of Economics and Management, 7(2), pp. 129–143. (In Russian).
Yuzhakov, V.N., Dobrolyubova, E.I., and Spiridonov, A.A. (2019) ‘Methodological approaches to the assessment of control and supervisory activities from the perspective of citizens as final beneficiaries’, RUDN Journal of Sociology, 19(2), pp. 337–351. (In Russian). DOI:10.22363/2313-2272-2019-19-2-337-351
Yuzhakov, V.N., Pokida, A.N., and Zуbunovskaya, N.V. (2023) ‘Political institutional trust in the Russian society’, Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik, (100), pp. 100–122. (In Russian). DOI:10.24412/2070-1381-2023-100-100-122
Yuzhakov, V.N., Pokida, A.N. and Zybunovskaya, N.V. (2024) ‘Citizens’ safety perceptions of legally protected values as an indicator of the effectiveness of state control (supervision)’, Public Administration Issues, (4), pp. 7–43. (In Russian). DOI:10.17323/1999-5431-2024-0-4-44-78
Curtis, J., and Oxburgh, G. (2022) ‘Understanding cybercrime in ‘real world’ policing and law enforcement’, The Police Journal. 96(4), pp. 573–592. DOI:10.1177/0032258X221107584
Mupila, F.K., Gupta, H., and Bhardwaj, A. (2023) An Empirical Study on Cyber Crimes and Cybersecurity Awareness, pp. 1–24, Preprint (Online). DOI:10.21203/rs.3.rs3037289/v1
Sumartiningsih, S., Pararuk, S.S., and Pambudi, N.D.S. (2023) ‘Mechanism for protecting personal data against crimes in cyber-space (cyber crime)’, Journal of Development Research, 7(1), pp. 95–103. DOI:10.28926/jdr.v7i1.278
Tanzilla, F.D., Hanita, M., and Widiawan, B. (2023) ‘Cyber security in Indonesia Post Establishment of the personal data protection law’, International Journal of Progressive Sciences and Technologies, S. l., 40(2), pp. 164–170, DOI:10.52155/ijpsat.v40.2.5617
Van de Weijer, S.G., Leukfeldt, R., and Bernasco, W. (2019) ‘Determinants of reporting cybercrime: a comparison between identity theft, consumer fraud, and hacking’, European Journal of Criminology, 16(4), pp. 486–508. DOI:10.1177/1477370818773610
Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.