|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2012. №4
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
5–19
|
Государственно-частное партнерство (ГЧП) часто рассматривают как форму взаимодействия государства и бизнеса, что дает возможность изучать особенности такого взаимодействия, но не дает ответа на вопрос о его оптимальности. Авторы рассматривают ГЧП как форму организации бизнеса и показывают, что ГЧП обладает преимуществами в производстве общественных благ по сравнению с частными, государственными и рядом смешанных форм предприятий. Основные результаты: главные проблемы взаимодействия государства и частного партнера включают несовершенство контрактов, проблемы разделения рисков, несогласованность информационных потоков и разнонаправленность целей. Пробелы и ошибки в контрактах обнаруживаются в ходе реализации проекта и для исправления требуют участия обеих сторон. Они также могут задерживать начало реализации проектов, что делает проекты с фиксированной продолжительностью менее рентабельными: чем короче срок реализации проекта, тем острее эта проблема. Сокращение срока реализации проекта невыгодно и муниципалитету, потому что толкает бизнес-партнера к быстрому, не всегда эффективному решению возникающей проблемы. Большинство бизнес-рисков ложится на частного партнера. Выводы: сотрудничество на принципе партнерства создает стимулы для защиты интересов стороны контрагента. Это решает проблему несовершенства контрактов: стороны совместно решают неожиданно возникающие проблемы. С помощью принципа партнерства государство создает для частного партнера стимул следовать совместной цели. Лучшую защиту от рисков обеспечивает их разделение в рамках партнерства. Объединение ресурсов способствует достижимости проекта, обеспечивая сопроизводство и обмен информацией. |
|
20–33
|
Разделяя точку зрения о том, что эффективная организация системы государственного контроля и надзора – залог успешного развития экономики страны, автор в качестве одного из важнейших элементов контрольно-надзорной деятельности выделяет привлечение независимых экспертов. Цели настоящей статьи – разработка алгоритма выбора экспертов и экспертных организаций, основанного на ключевых положениях неоинституциональной экономической теории, и предложение комплексных мер по совершенствованию системы привлечения экспертов и экспертных организаций к реализации контрольно-надзорных функций в России. В рамках данного исследования представленные результаты основаны на результатах опроса 24 экспертов – специалистов в области контроля и надзора. Анализ регламентов контрольно-надзорных функций позволил выделить основные практики взаимодействия экспертных организаций, органов власти и заявителей, и ключевые проблемы в данной сфере, среди которых – непрозрачность системы ценообразования на услуги экспертизы, слабая конкуренция, обусловленная искусственными ограничениями доступа на рынок, широкая распространенность участия в экспертизах подведомственных организаций, отсутствие механизмов обеспечения независимости проверяемых организаций и привлекаемых экспертных организаций. Выводы: использование предложенного алгоритма позволит применять наиболее обоснованные с точки зрения экономической теории модели привлечения экспертов на основе анализа параметров функции, в рамках которой осуществляется привлечение экспертов и экспертных организаций. Как следствие конкурентной борьбы произойдет снижение цен на услуги экспертизы, что приведет к снижению издержек государства и бизнеса на проведение экспертизы. |
|
34–49
|
В статье рассмотрены вопросы рыночных несовершенств в области формирования спроса и предложения жилья в российской экономике. Считая доступность жилья особой характеристикой устройства экономической системы государства, автор предлагает решить жилищную проблему путем создания института накопительного жилищного страхования детей. Несовершенство жилищного рынка в РФ, по мнению авторов, заключается в установлении равновесия на уровне платежеспособного спроса при глобальном несовпадении платежеспособного спроса с потенциальным (социальным) его значением. Такое равновесие сопровождается эффектом неполноты контрактов, когда недостаточный уровень благосостояния не позволяет заключить все возможные контракты на рынке недвижимости. В этом случае государство вынуждено восполнять часть потенциальных контрактов за свой счет посредством различных программ, однако большинство контрактов так и остаются незаключенными. Ожидаемые результаты: основные долговременные последствия введения жилищного страхования - резко сократится спрос на жилье, приобретаемое за пределами страхования; сохранится ограниченный спрос на элитное жилье и на жилье среднего класса для граждан, не попавших в категорию застрахованных (по возрасту или из-за иностранного гражданства); резко сократится спрос на аренду, а значит, отпадет спрос на покупку жилья в целях спекуляции и сдачи в наем; ипотека, скорее всего, будет иметь ограниченное применение. |
|
50–65
|
Среди преимуществ развития сети Интернет исследователи особо выделяют возможность расширения демократического участия граждан в государственном и муниципальном управлении. На основе данных международных исследований, а также результатов анкетирования молодых граждан в статье проводится анализ различных факторов, препятствующих и способствующих развитию электронного участия в России. Целью данной статьи было исследование потенциала электронного участия в повышении включенности общественности России в процессы принятия решений с учетом текущей политической обстановки и исторического наследия. Авторы подошли к проблеме, исследовав способность как проектов электронного участия, инициированных Правительством РФ, так и гражданского активизма в Интернете преодолеть общественное безразличие и способствовать формированию традиции политической осведомленности и участия. Краткое рассмотрение основных факторов, влияющих на мотивацию индивида к общественному участию, в отношении российского интернет-активизма дает основание заключить, что отсутствие формальных инструментов политического участия наряду с наличием материальных и интеллектуальных ресурсов и, что более важно, нарушенных интересов играют важную роль в мотивировании людей к проявлению активной гражданской позиции. Важность процесса обучения в общественном участии также имеет большое значение. Единственным способом установления традиции политической осведомленности и участия является практика демократии, возможность для которой предоставляется интернет-пространством, позволяющим задействовать различные способы политического участия. Вывод проведенного анализа заключается в наличии у инструментов электронной демократии потенциала в преодолении выявленных в опросе факторов, сдерживающих общественное участие респондентов. |
МОНИТОРИНГ
|
66–83
|
Мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг является важным этапом в развитии всей системы государственных услуг в Российской Федерации. В статье наряду с теоретическими подходами к проблеме качества государственных услуг рассмотрены современные методики организации мониторинга государственных услуг как процесса взаимодействия потребителя с органами государственной власти в России и за рубежом. Приведены некоторые особенности представления результатов анализа российской системы государственных услуг на примере мониторинга, проведенного экспертами Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ в 2010 г. Сформулирован набор критериев для периодического отбора государственных услуг в последующие мониторинговые исследования. Основными критериями услуг являются: массовость, социальная значимость, экономическая целесообразность, множественность каналов и необходимость организации межведомственного взаимодействия для их предоставления. Ценность мониторинга определяется возможностью выявить проблемы и предложить рекомендации по их преодолению на всех этапах оказания услуги – от инициации до получения результата. Результаты российского мониторинга государственных услуг, представленные в виде профиля регулирования услуг, позволяют федеральным и региональным органам власти увидеть картину предоставления услуг в целом и оценить их эффективность. Используемые в мониторинге показатели качества госуслуг - время получения, комфортность, уровень удовлетворенности результатом были поддержаны на самом высоком государственном уровне и стали основой для формулирования политики развития системы. В заключение предложены направления дальнейшего совершенствования процесса предоставления государственных услуг в Российской Федерации. |
|
84–97
|
В ходе реформы государственных и муниципальных учреждений органы власти должны были сформировать перечни государственных услуг (работ), которые бы стали основой для формирования государственных заданий и нормативов затрат. В статье были рассмотрены ведомственные перечни государственных услуг (работ), размещенные федеральными органами исполнительной власти в Интернете. Из 57 федеральных органов исполнительной власти авторам удалось проанализировать данные по 38 ведомствам. В результате было обнаружено, что количество государственных услуг и работ, заявленных в ведомственных перечнях, меняется от считанных единиц до более 100. Одним из источников такого многообразия стало стремление с минимальными потерями провести работу по уточнению уставов учреждений при смене статуса с государственного учреждения на бюджетное, автономное или казенное. Для того, чтобы не менять уставов учреждений, органы власти во многих случаях перенесли их формулировки в ведомственные перечни, не проводя работы по выявлению неисполняемых или неудачно сформулированных услуг. Предложения и рекомендации: Правительство РФ должно организовать более энергичную и интенсивную работу, направленную на ревизию нормативно-правового регулирования, сформированного ведомствами в развитие закона № 83-ФЗ, и оценку практических результатов его использования. В том числе это касается ведомственных перечней. Методологическое единство структуры работ и услуг позволит сформировать межведомственные справочники подобно тому, как это уже сделано в отношении услуг гражданам, проводить сравнения и принимать меры по оптимизации затрат. |
|
98–119
|
В работе обоснована концепция построения системы индексов (включая интегральный и многопараметрический), отражающих уровень доверия граждан к деятельности государственных служащих. Интегральный индекс доверия рассчитан как среднее арифметическое индекса обобщенного доверия и индекса меры личного доверия. В основу принципиально нового – многопараметрического – индекса положены результаты исследований ряда известных социологов (Э. Гидденса, Ф. Фукуямы, П. Штомпки и др.). Многопараметрический индекс доверия состоит из двух дополняющих друг друга субиндексов: структурных условий и оправданных ожиданий. Обоснованы и охарактеризованы наборы параметров, используемых при построении каждого из них. Представлены формулы для их расчетов. Сбор данных для расчета индексов доверия проведен на основе всероссийского опроса населения в 2011 г. по выборке, репрезентирующей взрослое население. С этой целью разработана анкета для формализованного опроса граждан для оценки их доверия к трем видам госслужащих (военнослужащим, гражданским служащим и служащим правоохранительных органов).Встатье представлен анализ результатов опроса населения, проведенного в целях построения и расчета значений показателей уровня доверия граждан. |
CASE-STUDY
|
120–135
|
В статье представлен анализ промежуточных результатов пилотного проекта по развитию частного здравоохранения на уровне первичной медико-санитарной помощи, реализуемого в Пермском крае. Эксперимент проводился для решения проблемы создания конкурентной среды в сфере оказания медицинской помощи в России. Конечная цель эксперимента − улучшение качества медицинского обслуживания и здоровья населения. На основании социологического исследования деятельности 12 частных врачебных практик, проведенного в январе–марте 2012 г, были выявлены следующие проблемы: низкие тарифы в системе ОМС; потеря льгот, доступных сотрудникам муниципальных учреждений в сельской местности; трудности в ведении бухгалтерии и отчетной документации; большая загруженность и дефицит кадров; негативное отношение со стороны населения; высокая стоимость оборудования, штрафные санкции по итогам проверок контрольных органов. Выводы: первоначальная гипотеза о том, что участники проекта отличаются лидерскими качествами, склонностью к риску и стратегическим мышлением не подтвердилась, поскольку участие в пилотном проекте было для многих вынужденным. Было определено, что лучшие перспективы имеются у тех медицинских организаций, которые расположены на территориях c большой численностью населения, где преобладают работающие граждане, к участку прикреплены дети. Тесное сотрудничество и личные связи с руководством больниц и местными властями значительно повышают шансы на выживание и развитие организации. В заключение даны рекомендации по укреплению финансовой стабильности частных врачебных практик, решению задач мотивации врачей-предпринимателей и кадровых проблем. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
136–159
|
Участвуя непосредственно в распределении дефицитных ресурсов, государственные учреждения зачастую выражают интересы правящих политических сил. Ученые всегда уделяли этому фактору большое внимание, однако теорий, которые объясняли бы бюрократическую структуру как отражение политики, в настоящее время очень мало. Кроме того, они не объясняют, какие интересы лежат в основе конкретных институциональных решений. В будущих исследованиях следует заняться идентификацией контекстуальных переменных, которые обусловливают тот или иной институциональный выбор в процессе управления. |
|
160–168
|
В статье проведен сравнительный анализ структурных элементов оплаты труда государственных служащих зарубежных стран и России. Автором рассмотрены типовые выплаты государственным служащим в международной практике, определены размеры и соотношения между постоянными и переменными частями оплаты. Анализ международного опыта показывает, что наличие в структуре оплаты труда государственных служащих премиальных выплат, непосредственно связанных с результатами деятельности, имеет высокое стимулирующее значение, и чем большей и менее гарантированной является доля элементов результативной оплаты, тем в большей степени работа государственного служащего направлена на выполнение поставленных целей и задач, достижение установленных показателей результативности. При сравнении со структурой оплаты труда государственных гражданских служащих России обнаруживается, что ни в одной из проанализированных зарубежных стран нет такой низкой доли в структуре денежного содержания, приходящейся на премиальную часть, а соотношение 86 – 11 – 3% (оклад и большинство дополнительных выплат – надбавка за особые условия гражданской службы – премия за выполнение особо важных и сложных заданий) не позволяет осуществлять эффективное стимулирование государственных гражданских служащих. Во многом этим, по мнению автора, обусловлены практически полное отсутствие заинтересованности государственных гражданских служащих в результатах своей деятельности и низкое качество выполняемых работ, поскольку как при выдающихся результатах служебной деятельности, так и при формальном выполнении должностных обязанностей уровень вознаграждения остается одним и тем же. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
169–176
|
В статье рассмотрен опыт администрации г. Перми по решению проблемы доступности и качества дошкольного образования за счет развития конкурентной среды. Представлены реализуемые в городе модели финансирования поставщика и получателя услуг дошкольного образования, такие как выплата пособия на детей, не посещающих детские сады, предоставление субсидий негосударственным образовательным учреждениям. Описаны механизмы передачи частным инвесторам муниципальных имущественных комплексов в целях восстановления дошкольных учреждений, применение которых позволило в короткие сроки в Перми решить проблему доступности дошкольного образования, а также дало толчок развитию сети индивидуальных предпринимателей и немуниципальных детских садов. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
177–193
|
В статье представлен новый подход к пониманию и оценке эффективности государственной службы. При этом госслужба рассматривается как рефлексивная система, которая может адекватно реагировать на внешние и внутренние сигналы и сообразно им менять свое поведение, а эффективность – как способность системы выполнять свое предназначение. Сделан вывод, что система не может работать эффективно при недостаточной степени рефлексивности (а в России она низкая), поэтому для повышения эффективности работы госслужбы требуется увеличение ее рефлексивности. Повысить уровень внутренней рефлексии системы можно путем использования таких мер, аппаратное сопротивление которым простимулирует внутреннюю рефлексию, или посредством «пестования» связанных с саморефлексией практик. Система государственной службы вырабатывает технологические (не политические) решения и, в отличие от политического руководства, не может создавать себе правил, по которым должна действовать. Это значит, что единственное наличное проявление рефлексии с чьей-либо стороны над ней – это обусловленный рефлексивным воздействием системный отбор определенных практик. Следовательно, стимулирование системы на подобный отбор в сторону более эффективных (с точки зрения системы) практик означает рост рефлексивности системы, а это, в свою очередь, запустит механизмы повышения эффективности изнутри. При этом меры стимулирования должны быть такими, чтобы органы власти могли осуществить их самостоятельно, без активного участия политического руководства. Это также означает, что они должны быть в русле текущей политики по повышению эффективности системы госслужбы. |
|
194–205
|
Феномен брендинга территорий, получивший столь широкое распространение в последние годы, привлекает многочисленных исследователей, пытающихся разобраться в его содержательной наполненности, методологии и практике его системного использования. Цель данной статьи – показать возможности религиозного туризма для формирования бренда региона, выявить проблемные места брендинга региона, наметить перспективные направления его развития. Анализ возможностей религиозного туризма показал, что управлять впечатлениями клиента – вот то, чему сегодня нужно активно учиться. Необходимо издавать и распространять большое количество буклетов (некоторые бесплатно) об истории и легенде территории, карты-схемы и путеводители к местам религиозного и культурно-событийного туризма, организовывать систему транспортного обслуживания туристов с помощью транспортных карт и т.п. Авторы полагают, что для эффективного управления процессом маркетинга территорий в каждом муниципальном образовании требуется организовать группу планирования, в которую известные практики-маркетологи рекомендуют включить не только государственных/региональных/муниципальных чиновников и внешних консультантов, но и представителей местных деловых кругов. Совместная работа власти и бизнеса на уровне планирования развития и продвижения территории может стать залогом будущего успеха государственно-частного партнерства, о важности которого сейчас так много говорят. |
|