|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2013. №3
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
6–23
|
Статья посвящена актуальным вопросам развития программного метода управления кооперационными процессами в СНГ. В статье представлен обзор мирового опыта разработки межгосударственных программ, предложены критерии их классификации,рассмотрены существующие механизмы разработки и реализации межгосударственных программ СНГ (далее – МП СНГ). Цель статьи – раскрытие недостатков и обоснование предложений по совершенствованию порядка разработки и реализации МП СНГ. Основной вывод: действующий порядок тормозит развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ и нуждается в существенной переработке. Статья подготовлена на основе изысканий НИУ ВШЭ в рамках разработки «Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств–участников СНГ на период до 2020 года», принятой Советом глав правительств 18 октября 2011 г. |
|
24–47
|
В статье рассматриваются вопросы преодоления наметившейся в мировом здравоохранении тенденции к фрагментации действий отдельных медицинских служб, утрате их нацеленности на координацию и обеспечение преемственности лечения пациентов на разных этапах. Решаются задачи измерения фрагментации в российском здравоохранении и определения главных механизмов ее преодоления – организационных и экономических. Используется метод социологического исследования. Собраны данные, характеризующие оценку врачами уровня фрагментации/интеграции оказания медицинской помощи. Важнейшие результаты исследования: 1) разработана концептуальная модель интеграции здравоохранения, выделяющая три главные ее характеристики – командная работа различных звеньев оказания медицинской помощи, координация действий, осуществляемая прежде всего врачом первичного звена, преемственность лечения в амбулаторных и стационарных условиях; 2) определен набор показателей, соответствующих каждой характеристике; 3) проведена эмпирическая оценка концептуальной модели интеграции, демонстрирующая очень низкий уровень интеграции - по большинству выделенных показателей; 4) с учетом полученных эмпирических результатов определены наиболее перспективные механизмы усиления интеграции: укрепление участковой службы и превращение участкового врача в координатора действий других медицинских служб, более тесное информационное взаимодействие на основе современных информационных систем, принятие нормативных актов, регулирующих преемственность лечения. Главным экономическим инструментом является использование укрупненных единиц оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования – установление глобального бюджета для поставщиков амбулаторной и стационарной помощи, использование метода «поликлиника – фондодержатель», который предполагает передачу поликлинике всех средств на оказание медицинской помощи с последующими расчетами за услуги, оказанные другими медицинскими службами. Делается вывод о том, что управление интеграцией должно стать самостоятельным направлением политики в сфере охраны здоровья населения. |
|
48–69
|
Программное бюджетирование направлено на повышение эффективности государственного сектора. Разработка государственных программ объединяет все инструменты достижения целей государственной политики. При этом не для всех реализуемых программ выполняются целевые индикаторы и достигаются запланированные результаты. В статье проанализированы особенности государственных программ, рассматриваются подходы к оценке их эффективности. Выделены структурные единицы и элементы эффективности, сформулировано условие эффективности – наличие непосредственной взаимосвязи между мероприятиями и показателями оценки, – которое показано на примере программы в области здравоохранения. Авторы уточняют и конкретизируют понятие эффективности применительно к результатам реализации программ и исследуют аспекты эффективности. Исследуется зарубежный опыт. Описаны подходы к оценке эффективности бюджетных программ, применяемые в США, Франции, Южной Корее. Показано, что важной и до конца не решенной проблемой остается оценка эффективности программ, несмотря на большое количество применяемых методик. Раскрыты принципы оценки эффективности и критерии эффективности бюджетных расходов при реализации государственных программ. Приведены примеры показателей и предложен алгоритм, который может быть использован при оценке эффективности экологических программ, содержится анализ методов мониторинга и оценки программ, выявлены их преимущества и недостатки. Доказывается, что комплексная оценка эффективности позволяет объективно оценить эффект вложенных государством финансовых ресурсов и определить эффективность реализации государственной политики в приоритетных сферах. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
70–89
|
Статья подготовлена на основе предложений ее автора, включенных в доклад экспертной группы, созданной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. для определения мер по повышению эффективности бюджетных расходов. Анализируются проблемы и направления, предлагаются меры совершенствования организационно-финансовых механизмов оказания государственных и муниципальных услуг (выполнения работ). Выделяются две основные задачи: 1) проведение реформы сектора государственных и муниципальных учреждений, 2) создание «открытой» сферы предоставления (выполнения) государственных и муниципальных услуг (работ). Открытость понимается в том смысле, что в этой сфере действуют, конкурируя друг с другом, как государственные и муниципальные учреждения, так и частные, прежде всего некоммерческие, организации. Предлагаемые меры подразделяются на краткосрочные (до 2016 г.) и среднесрочные (2017, 2018 гг.). |
|
90–109
|
Бюрократии свойственен экстенсивный рост, что проявляется в необоснованном расширении ее полномочий, увеличении численности и расходов на содержание аппаратов ведомств. Эта закономерность описана в модели «максимизирующего бюрократа» В. Нисканена. Однако реформы в сфере государственного управления способны изменить эту модель за счет централизованных решений по замораживанию/сокращению бюджетных расходов, выявлению и сокращению избыточных бюрократических полномочий (государственных функций), внедрению механизмов стимулирования эффективности. Изменение затратной модели «максимизирующего бюрократа» особенно актуально в условиях, когда очевидна необходимость дополнительных бюджетных расходов, например, для обеспечения конкурентоспособного уровня оплаты труда на государственной службе. Именно такая ситуация сложилась в Российской Федерации, где уже реализованы решения о повышении оплаты труда на военной и правоохранительной службах и на ближайшие годы планируется существенное увеличение зарплат на государственной гражданской службе. В связи с этим закономерно встает вопрос о резервах экономии и сокращении численности занятых в государственном аппарате. Проанализировав динамику численности бюрократического аппарата в последние годы как такового, а также в соотношении с динамикой численности занятого в экономике населения, авторы пришли к выводу, что численность государственных служащих зависит не только от численности населения, но и от объема и порядка исполнения государственных функций. В статье выделены два основных направления оптимизации расходов на содержание государственных служащих: (1) за счет сокращения избыточных государственных функций и услуг; (2) путем улучшения внутренней организации деятельности, упрощения процессов и процедур, контроля и стимулирования экономного расходования средств. Авторы предлагают комплекс мер в рамках данных направлений, способных обеспечить экономию бюджетных средств. |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
110–131
|
Целью работы является экономический анализ штрафных санкций в свете сложившейся в России тенденции ужесточать санкции посредством увеличения их абсолютного размера. Работа базируется на методологических подходах новой институциональной экономической теории и экономического анализа права. Раскрываются концептуальные рамки экономического анализа штрафных санкций, показаны механизмы влияния на результативность штрафных санкций ряда факторов. Рассматриваются различные аспекты сдерживания нарушения правил в свете ошибок второго рода, а также комплекс вопросов взаимосвязи сдерживания и отношения объектов применения санкций к риску. Учтены факторы, влияющие на вероятность выявления нарушения. Проанализировано влияние на сдерживающий эффект санкций не только ошибок второго (II), но и ошибок первого (I) рода. Показано, что перечисленные факторы должны учитываться при установлении системы штрафных санкций в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кроме того, обсуждение поставленных вопросов о результативности штрафных санкций показывает, что простых решений по принципу «free lunch» в сфере механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных правил, не бывает и, соответственно, любое обсуждение состояния дел или возможных изменений должно сопровождаться обсуждением того, что мы приобретаем и от чего вынуждены отказаться, каким образом можно количественно и эмпирически оценить полученные (ожидаемые) результаты. Это касается в том числе соотношения вероятностей ошибок I и II рода, сдерживающей и фискальной функции штрафов. Рассмотрены вопросы применения санкций в случае неумышленного нанесения ущерба. Полученные результаты могут использоваться для разработки программ оценки политики установления и применения санкций в различных сферах. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
132–149
|
В сборнике статей, посвященных государственному управлению, обсуждались проблемы предоставления государственных услуг после Великого финансового кризиса. Во вступительной статье представлены различные рамочные концепции, предлагаемые политиками и продвигаемые в средствах массовой информации, трактующие роль мирового финансово-экономического кризиса в реформировании государственного управления. Представление о том, что реформы и сокращение услуг необходимы и неизбежны, преобладает. Многие убеждены, что кризис лишь предлог, скрывающий идеологическую подоплеку реформы, что политики все равно провели бы ее, даже если бы кризис и не случился. Процессы реформирования, однако, очень зависят от конкретных условий и концептуальных уcтановок. Позиции за и против достаточно субъективны и основаны на укоренившихся, хотя и хрупких, представлениях об экономических, социальных и моральных возможностях рынка и государства. Следовательно, и воспринимаются они скорее как «механизмы надежды», а не продуманные и четкие политические рекомендации. |
|
150–175
|
В статье проводится анализ комплекса мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), принятых в 2009–2013 гг. в России. Цель исследования – оценить российские меры государственной поддержки СО НКО в свете зарубежного опыта использования инструментов государственной поддержки некоммерческих организаций для содействия межсекторному партнерству в социальной сфере. Концептуальный контекст анализа взаимодействия государства и СО НКО – теоретические подходы, фокусирующиеся на экономике предоставления социальных услуг, в особенности концепция «провалов» рынка и государства. Использованный эмпирический материал включает принятые в указанный период на федеральном уровне нормативные правовые акты, направленные на поддержку СО НКО в России, аналогичные документы зарубежных стран, а также данные социологических исследований СО НКО, выполненных в НИУ ВШЭ. Исследуются принципы выделения на законодательном уровне субсектора СО НКО. Закрепленные в нормативно-правовой базе инструменты государственной поддержки рассматриваются в разрезе основных форм поддержки: финансовой, имущественной, предоставления налоговых льгот и пр. Приводятся данные о масштабах государственной поддержки СО НКО на федеральном и отчасти на региональном уровне. Проводится сопоставление анализируемых мер с зарубежными аналогами. В свете зарубежной практики выделяются возможные направления развития государственной поддержки СО НКО в России. Изученный блок мер по поддержке СО НКО складывается в комплексный подход, представляющий серьезную позитивную инновацию в практике государственного управления в России, и в основных своих компонентах вполне соответствует известному зарубежному опыту. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
176–186
|
Статья посвящена исследованию междисциплинарного характера понятия саморегулирования и специфики данного экономического института в отечественной практике. Саморегулирование отдельных видов деятельности и рынка отвечает основной идее административной реформы – снижению степени государственного контроля и регулирования экономики. Авторы полагают, что конечная цель развития саморегулирования в России должна заключаться в выстраивании эффективной цепочки взаимодействия: потребители – производители – саморегулируемые организации (СРО) – государство. Одним из важных направлений совершенствования саморегулирования, по мнению авторов, может стать детализация норм рамочного закона о СРО. Представляется необходимым классифицировать саморегулируемые организации по видам и масштабу хозяйственной деятельности. Авторы предлагают: внести изменения в законодательство, которые позволят увязать размер взносов членов СРО с показателями оборота капитала; ввести дифференцированную классификацию СРО; исключить из налогооблагаемого дохода прибыли СРО в пользу оборотных средств; регламентировать порядок проведения проверок; включить деятельность СРО в сферах деятельности с обязательным членством, а их национальные объединения – в сферу регулирования антимонопольного органа. Следует дополнить законодательство и нормой об ответственности СРО перед потребителями в части качества продукции. Разрыв между содержанием профессионального образования и требованиями к специалистам на рынке труда делает актуальной задачу согласования и интеграции профессиональных и образовательных стандартов. Значительная роль в данном процессе должна принадлежать СРО. Сформулированные предложения носят практический характер и апробированы авторами в органах государственной власти, которыми признана необходимость активизации деятельности в данных направлениях. |
|