|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2018. №1
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–28
|
В статье рассматриваются административные процессы оказания государственных услуг по регистрационному учету безработных и оказанию им содействия в трудоустройстве на примере центров занятости населения в г. Уфе (Республика Башкортостан). Предметом исследования являются возможности оптимизации данных процессов, в том числе путем внесения изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление соответствующих государственных услуг. В рамках исследования нами ставилась задача оценить потенциал оптимизации процессов и проанализировать роль изменения нормативно-правовых актов в реализации этого потенциала. Результаты проведенного анализа показали наличие значительных резервов для повышения эффективности рассматриваемых процессов, в том числе путем устранения избыточных действий и документов, не имеющих ценности для конечного потребителя услуг, но отвлекающих ресурсы и время сотрудников. В статье обосновывается ряд предложений по упрощению административных процессов в органах занятости, в частности: отказ от заполнения ряда документов, содержащих избыточную информацию; делегирование права подписания документов на менее высокие уровни управления; устранение избыточных шагов процесса. Анализ нормативно-правовых актов позволил сделать следующие выводы. Значительная часть потенциальных улучшений может быть реализована без изменения федеральных законов и нормативных актов Правительства Российской Федерации, но потребует изменения стандартов Минтруда России и административных регламентов Республики Башкортостан. Вместе с тем, как показал проведенный нами анализ Федерального законодательства, оно нуждается в совершенствовании, что позволит в дальнейшем добиться дополнительного повышения эффективности рассматриваемых процессов.
|
|
29–46
|
Государственное финансирование некоммерческих организаций, будучи одной из самых востребованных форм их поддержки, является все же недостаточным. Существует некоторый опыт зарубежных стран решения данной проблемы не путем передачи функции распределения государственных грантов организациям-операторам, а путем стимулирования грантооператоров к привлечению собственных ресурсов, как денежных, так и институциональных, в рамках партнерского взаимодействия с государством. Цель настоящей статьи – изучение и обобщение международного опыта интеграции средств государства и благотворительных фондов, позволяющей значительно расширить объем финансовой поддержки НКО и повысить ее эффективность. Рассматриваются такие формы партнерского взаимодействия, как привлечение фондов-грантооператоров к софинансированию; государственное софинансирование частных пожертвований, привлекаемых фондами; развитие институциональных механизмов партнерства государства и фондов. Мониторинги, проводившиеся Центром исследования гражданского общества и некомерческого сектора НИУ ВШЭ в 2015–2016 гг., помогли выявить трудности и проблемы, возникающие в ходе выстраивания партнерских отношений. Анализ зарубежного опыта решения подобных проблем позволил предложить меры по их преодолению в России. Например, с использованием таких инновационных механизмов, как: привлечение фондов к распределению грантов для НКО на условиях партнерского софинансирования; расширение инструментов и объемов привлечения пожертвований в приоритетные направления образования, науки и культуры за счет введения определенного коэффициента государственного софинансирования частных пожертвований; формирование институциональных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие государственных органов и фондов (советы, рабочие группы, дискуссионные площадки и др.).
|
|
47–67
|
В статье представлены результаты проекта МЦСЭИ «Леонтьевский центр», направленного на изучение состояния стратегического планирования и стимулирование участия городских поселений России в стратегическом планировании. На основе открытых источников изучен массив городских поселений России на предмет наличия стратегических документов и опыта стратегического планирования. Составлен и проанализирован список 120 документов планирования. На основе 82 письменных ответов на анкету и 20 углубленных телефонных интервью с представителями органов местного самоуправления городских и сельских поселений сделан обзор фактов о разработчиках планов, участии местного сообщества, взаимодействии с властями муниципальных районов. Составлены перечни аргументов за и против стратегического планирования на уровне поселений. Исследование подтвердило гипотезу о позитивном восприятии стратегического планирования поселениями, имевшими соответствующий опыт, и в целом о полезности стратегирования в городских и крупных сельских поселениях. Рекомендовано при распространении стратегического планирования на уровень поселений начинать с их вовлечения в разработку стратегий муниципальных районов, поддерживать активистов, стремящихся организовать стратегический процесс в своем поселении, снабжать их методиками и консультационной помощью.
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
|
68–88
|
Новый банк развития (НБР), основанный странами БРИКС в 2014 г., может стать ведущим игроком в области международного сотрудничества по развитию. Организационная политика и стратегические цели НБР выделяют своим приоритетом инвестирование в инфраструктуру, в транспортный и энергетический секторы, что предполагает значительное влияние этих проектов не только на состояние окружающей среды, но и на экономическое и социальное благосостояние местного населения в развивающихся странах и регионах. Статья нацелена на развитие более глубокого понимания подхода НБР к концепции «устойчивого развития», отраженного в международных документах, включая Цели устойчивого развития (ЦУР), сформулированные Организацией Объединенных Наций (ООН) в 2015 г. В статье предложен анализ экологической и социальной политики НБР, а также рассматривается отражение этой политики и в реализации инвестиционных проектов, и в стратегиях на будущее. В результате оценка качества и возможных последствий запланированных инвестиций позволит определить подход НБР к устойчивому развитию.
|
|
89–108
|
Важнейший статистический показатель, на основе которого строится целое «семейство» индикаторов, позволяющих оценить как доходы работников, так и затраты на труд со стороны работодателей, – заработная плата. Корректные межстрановые сравнения по данному показателю возможны лишь при схожести стандартов измерения оплаты труда. В данной статье прослеживается эволюция концепции заработной платы от тарифного заработка до дохода от занятости, анализируется роль международных организаций в процессе унификации этого раздела статистики. Среди причин, приведших к пересмотру концепции оплаты труда, следует отметить увеличение числа стимулирующих выплат, а также изменение в занятости в пользу нестандартных рабочих мест. Наметилось изменение роли отдельных источников статистической информации по оплате труда – обследования предприятий все чаще дополняются данными обследований рынка труда и административной статистикой. Анализ статистики заработной платы в странах Евросоюза и США показал, что наибольшего успеха в деле унификации показателей оплаты труда добились страны Евросоюза. Основная особенность концепции заработной платы Евростата, в отличие от концепции Международной организации труда (МОТ), состоит в расширении и значительной детализации компонентов, входящих в заработную плату, выплачиваемую как в денежной, так и натуральной форме. Статистику заработной платы в США отличает использование различных источников информации с упором на обследования рабочей силы, высокая частота проводимых обследований, предоставление детализированной информации. Отдельные обследования дополняют друг друга, а совмещение предоставляемой информации с общей отчетностью предприятий ведет к снижению финансовых затрат. Опыт развитых стран в получении и обработке статистической информации по заработной плате может быть важен для усовершенствования системы заработной платы в Российской Федерации.
|
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
109–125
|
В экспертном сообществе достигнут консенсус о необходимости сокращения размера государственного аппарата и повышения эффективности его деятельности. Для понимания динамики изменения размера государственного аппарата необходимы его количественные оценки. С целью получения таких оценок в конце 2016 г. была проведена инвентаризация полномочий федеральных органов исполнительной власти, в ходе которой выявлено более 10,4 тыс. полномочий федеральных ведомств, что на 45% больше, чем в 2010 г., и практически в 2 раза превышает значение 2003 г. В статье представлен исчерпывающий количественный анализ полномочий в различных аспектах, в том числе в разрезе федеральных органов исполнительной власти, функциональной классификации полномочий, типов ведомств, источников закрепления полномочий, сфер бюджетной классификации. Также для целей систематизации полученных результатов анализа полномочий федеральных ведомств предложены определение понятия «полномочие федерального органа исполнительной власти» и функциональная классификация полномочий, включающая 20 основных типов. Указанная классификация может быть применена на практике для формирования системы управления полномочиями федеральных органов исполнительной власти и их ресурсного обеспечения.
|
ВОПРОСЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
|
126–139
|
Улучшение условий жизнедеятельности наряду с развитием современной медицины вызывают стремительный рост доли лиц старше официально признанного трудоспособным возраста как во всем мире, так и в структуре населения Российской Федерации, в том числе на государственной службе. Данный процесс вызывает необходимость поиска путей эффективного использования профессионального потенциала чиновников, перешагнувших за данную возрастную грань. Существующая сегодня система управления кадрами на государственной службе недостаточно учитывает возрастные и психологические особенности государственных служащих старших возрастов и, как следствие, не создает условий, необходимых для эффективной реализации их потенциала, знаний и навыков, накопленных за годы службы. В статье анализируются особенности карьеры данной категории государственных служащих на основе результатов исследования, проведенного в сотрудничестве с факультетом оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС при Президенте РФ. Результаты анкетирования позволили выявить личностно-профессиональные качества пожилых чиновников, как повышающие их востребованность на рынке труда, так и производящие обратный эффект; востребованность государственных служащих старше 60 лет на различных уровнях государственного управления, а также области, в которых могут проявить себя наилучшим образом как действующие государственные служащие старше 60 лет, так и чиновники, вышедшие на пенсию. В заключение представлен ряд мер, которые могли бы помочь в решении проблемы реализации социально-трудового потенциала государственных служащих старшей возрастной группы.
|
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
140–163
|
Предмет исследования – процесс управления персоналом в сфере государственного управления в Казахстане в условиях цифровизации. Рассмотрены основные политические программы по внедрению цифровизации, а также основные аспекты по повышению эффективности HR. По итогам проведенного SWOT и PEST анализа сделаны следующие выводы. Первое, успешная сдача тестирования не гарантирует трудоустройства. Второе, различные подходы госорганов в наименовании общих конкурсов и устаревших способах размещения информации на интернет-ресурсах способствуют усложнению поиска и выбора интересующих данных. Третье, необходимо изменить интерфейс размещения данных о вакансиях на сайтах с возможностью фильтрования данных по госорганам и сферам деятельности с наглядным изображением вакансий и сроков подачи документов. Четвертое, препятствия на первом этапе трудоустройства влияют на имидж госслужбы. Пятое, у госорганов существует возможность предоставлять неполную информацию о штатной укомплектованности. По итогам анализов даны практические рекомендации. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
164–180
|
Предметом настоящего исследования является система оценки эффективности управления государственной собственностью на уровне субъекта РФ. Результаты исследования нормативной правовой базы и региональной практики оценки деятельности органов власти по использованию и распоряжению государственной собственностью позволяют сделать вывод об отсутствии единого подхода к оценке эффективности управления государственным имуществом регионов. В статье представлен комплексный подход к оценке эффективности управления региональной государственной собственностью, который может быть положен в основу формирования и реализации государственной политики субъектов РФ в области земельно-имущественных отношений. Ключевыми особенностями предлагаемого авторами подхода являются разработанная система показателей, отражающая результаты использования объектов государственной собственности, переданных на соответствующем вещном праве хозяйствующим субъектам, результаты распоряжения объектами государственной казны субъекта РФ и результаты формирования и использования доходно-ресурсного потенциала государственной собственности региона. Также обоснована необходимость увязки конкретных значений показателей с действующими приоритетами государственной политики в сфере имущественно-земельных отношений, заданными институциональными и внутренними ситуационными условиями региона при формировании оценочных суждений об уровне эффективности управления государственной собственностью региона. Представлены основные положения законопроекта Иркутской области в части формирования требований к структуре и содержанию отчета Правительства Иркутской области о распоряжении областной государственной собственностью, основанные на авторском подходе к оценке результатов управления областной собственностью.
|
|
181–196
|
Статья посвящена исследованию ограничений и ресурсов взаимодействия власти и бизнеса в современных российских условиях, определению наиболее востребованных и перспективных форм сотрудничества. Всероссийским советом местного самоуправления (при участии авторов) был проведен экспертный опрос муниципальных служащих. На основе этого опроса выделены основные риски (необходимость дополнительного финансирования со стороны муниципалитета, репутационные потери в случае провала проекта или недостижения его целей, затягивание сроков реализации проектов исполнителем) и барьеры реализации практик муниципально-частного партнерства (отсутствие возможностей обеспечения мотивации для частных инвестиций, незаинтересованность бизнеса). Делается вывод, что существующие дисфункции институционального поля не позволяют создать основу для нормативно-закрепленных практик партнерства власти и бизнеса, а муниципально-частное партнерство становится для муниципалитетов утопией. Наиболее перспективной формой взаимодействия власти и бизнеса выступает экономика сотрудничества как результативный инструмент социально-экономического развития территории. При этом условиями реализации новой формы взаимодействия общественного и частного секторов должны быть активная и гибкая позиция местных властей, анализ интересов и потребностей бизнес-сообщества, эффективное использование объектов муниципальной собственности. Принципы экономики сотрудничества могут быть адаптированы и использоваться в контексте социально-экономического развития российских территорий.
|
РЕЦЕНЗИИ
|
197–205
|
Рецензия на монографию «Реформы государственного управления в Европе. Взгляд сверху» (2016, 304 с. (на английском языке)), подготовленную коллективом европейских ученых из 11 университетов 10 стран и посвященную сравнительной оценке влияния административных реформ в европейских странах, ориентированных на идеи нового го сударственного управления (NPM). Книга стала итогом масштабного исследования, проведенного при финансовой поддержке Европейской комиссии. В ней представлен анализ разнообразных мнений руководителей государственной службы относительно динамики, основных тенденций и инструментов прошедших административных реформ.
|
|
206–213
|
Рецензия на монографии, посвященные анализу и оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, вышедшие в издательстве «Дело» РАНХиГС в 2017 г.
|
|