|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2018. №3
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–31
|
Данная статья посвящена анализу международного опыта применения поведенческих инструментов для повышения эффективности государственного управления, а также оценке перспектив их внедрения в российскую практику нормотворчества. В первой части представлен краткий обзор развития теоретических основ «подталкивания» (nudge), рассмотрены отличия поведенческой экономики от классической и неоклассической экономической теории. Далее авторами приведены практические примеры применения поведенческого «подталкивания» в различных сферах регулирования. В третьей части статьи рассмотрен опыт институционализации «подталкивания» на государственном уровне в избранных странах ОЭСР и странах с переходной экономикой, включая описание особенностей формирования и функционирования специализированных уполномоченных органов (подразделений) в странах-лидерах. В заключении сформулированы выводы о перспективах поведенческих подходов в теории государственного управления, а также о необходимости институционализации подразделения по поведенческому регулированию в системе государственного управления России. |
|
32–64
|
В статье представлен принципиально новый подход к финансовому обеспечению государственного задания организациям искусства, альтернативный практике нормирования отдельных элементов расходов на оплату труда и незарплатных издержек. Предложена методика определения социально обоснованного объема субсидий производителям культурных благ на основе измерения дефицита их дохода с учетом объективных экономических закономерностей, определяющих условия культурной деятельности, и социальных норм, устанавливаемых государством. Основные итоги исследования – теоретико-методологическое обоснование нового подхода и эмпирическая проверка созданной методики. Представлены результаты тестирования методики определения бюджетных субсидий на примере 62 субъектов РФ и в целом по России, а также на примере отдельных организаций искусства на основе специально созданной базы данных, характеризующих деятельность театров, концертных организаций и музеев в период 2005–2015 гг. Новый подход и выполненное в соответствии с ним исследование позволили количественно показать, что даже при относительно низком уровне оплаты труда в организациях искусства, выделяемые бюджетные субсидии оказались недостаточными и предопределили наметившиеся в последнее время процессы коммерциализации искусства сопровождаемые сверхинфляционной динамикой цен на культурные блага. |
|
65–87
|
Предмет исследования – выбор направлений и форм государственного регулирования и объемов государственной поддержки отраслям, поставляющим на рынок мясо всех видов, а также поиск резервов развития, в том числе за счет организации взаимодействия смежных отраслей, обеспечивающих глубокую переработку не только основной товарной продукции (мяса), но и оставшегося непищевого сырья. Цель работы – обосновать необходимость консолидации ресурсов регионов, входящих в федеральный округ, для совместного планирования и поддержки развития глубокой переработки сырья согласно сложившейся структуре животноводства. В результате анализа структуры животноводства округа и факторов внешней среды выявлены предпосылки консолидации усилий регионов и изменения направлений государственной поддержки, обоснован выбор округа, обладающего наибольшим потенциалом для достижения поставленной цели, обоснованы механизмы консолидации и суть программного подхода к формированию комплекса, включающего ряд отраслей животноводства, легкой, биофармацевтической промышленности и машиностроения. В заключении предложен основной подход и направления государственного регулирования развития мясного животноводства в федеральном округе. |
|
88–116
|
Цель работы – объяснить причины низкой вовлеченности негосударственных организаций в России в оказание социальных услуг по заказу государства и наметить пути преодоления барьеров расширения их доли в общем числе провайдеров. Для этого проблемы развития реформы социального обслуживания рассматриваются (1) с позиций сопоставления ожиданий от реформы в России с результатами, которые она дала в развитых странах за 30 лет реформирования «государства благосостояния»; (2) с точки зрения интересов коммерческих и некоммерческих организаций; (3) с точки зрения несоответствия между возникающей неоднородностью провайдеров и сложившимся характером государственного управления. В работе показано, что основным барьером расширения доли негосударственных организаций в оказании социальных услуг являются неустойчивость и низкая емкость рынка, которые делают приход на рынок государственных контрактов рискованным. Это касается и благотворительного, и конкурентного рынков, которые могли бы служить источником рыночного маневра и надежной альтернативой госконтрактам на случай неудачи в их получении. Делается заключение, что для успеха реформы государство должно быть готово не только финансировать сами контракты, но также способствовать развитию конкуренции и альтернативных рынков, включая квазирыночные механизмы повышения платежеспособного спроса населения. Кроме того, плюрализму поставщиков и условий предоставления услуг должен соответствовать плюрализм государственного регулирования. |
|
117–137
|
Различаются три типа порядков отбора поставщиков государственных услуг: 1) конкурсный отбор, 2) безальтернативный выбор поставщика заказчиком услуг, 3) выбор поставщика потребителем услуг, в том числе на основе сертификатов. Проверяется гипотеза о наличии у этих порядков серьезных недостатков, отрицательно сказывающихся на прозрачности названных процедур. Региональное законодательство рассматривается применительно к 15 специально отобранным субъектам РФ. Анализируется федеральное и региональное законодательство, регулирующее порядки (процедуры) отбора поставщиков услуг в отраслях социальной сферы. Эти порядки анализируются по следующим составляющим, которые должны присутствовать во всех документах, регулирующих отбор поставщиков: «входные» требования, т.е. требования, которым должна удовлетворять организация, чтобы быть допущенной к отбору; требования к заказчику (государственному или муниципальному органу) о публичном представлении им информации о проведении отбора и его результатах; критерии отбора (для конкурса); требования к процедуре рассмотрения и оценке предложений участников (для конкурса). В ходе исследования было обнаружено: отсутствие требований к заказчику услуг публичного представления информации о проведении отбора и его результатов, применение неформализованных качественных критериев, неурегулированность вопросов деятельности комиссий по отбору и т.п., – что позволило прийти к выводу о том, что изъяны, негативно сказывающиеся на прозрачности порядков отбора, имеются в большинстве из обозначенных составляющих. Таким образом, исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
138–163
|
В данной статье исследуется процесс участия общественности в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов (НПА) через краудсорсинговую платформу «Открытые НПА», которая является одной из составляющих «Открытого правительства»2. Результаты проведенного экспертного интервьюирования, контент анализа документов и портала показали несостоятельность портала в обеспечении должного уровня участия общественности в публичном обсуждении проектов НПА, что обусловлено рядом факторов: 1) технический барьер в виде обязательного наличия электронной цифровой подписи для комментирования; 2) формальное отношение и низкая заинтересованность госорганов–разработчиков проектов НПА в получении комментариев; 3) указание структурного элемента, обоснование к представленному предложению или замечанию требует специальных знаний; 4) отсутствие мотивации общественности для вовлеченияв процесс публичного обсуждения; 5) не обеспечена непрерывность процесса публичного обсуждения с момента инициации до его принятия; 6) недостаточные пропаганда портала и информирование граждан о возможности участия в публичном обсуждении; 7) тексты проектов НПА, размещенные на портале, изложены профессиональным языком с использованием специфической терминологии; 8) искусственная загруженность портала дублированными и неактуальными проектами НПА. По итогам проведенного анализа даны практические рекомендации. |
|
164–190
|
Помочь каждой семье изменить жизнь к лучшему, сократить затраты бюджета, заложить основу реформы социальной системы, способствовать изменению практики управления страной (расширению полномочий местного уровня власти) для решения этих проблем в Великобритании была разработана программа «Помощь проблемным семьям». В статье представлен опыт Великобритании в сфере государственной поддержки неблагополучных семей на примере данной программы. Анализируются причины, которые стимулировали ее разработку, показано, какие факторы неблагополучия семьи были определены как критерии для включения в программу, как действует механизм поддержки семей за счет бюджетных средств, как были изменены структура бюджета и модель финансирования, как осуществляется контроль результатов. Приводятся данные о ходе реализации программы, на основании которых констатируется, что экономия средств на поддержку проблемных семей на фоне улучшения ситуации в большинстве семей-участниц стала наиболее значимым результатом программы. Кроме того, программа способствовала укреплению роли местных органов в системе управления. В результате анализа программы «Помощь проблемным семьям» и результатов ее реализации в Великобритании делается вывод о том, что методика и критерии оценки нуждаемости, комплексная методика определения затрат на социальную поддержку семей и система индикаторов для оценки эффективности затрат могут быть использованы в российских условиях при разработке и оценке мер регулирующего воздействия в области социальной политики. |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
191–204
|
В настоящей статье рассматриваются особенности и последствия проведенной реформы третейских судов с точки зрения введения элементов государственного управления и контроля. Проведенная реформа внесла существенные коррективы в отношения между государством и третейскими судами; наряду с положительными моментами есть и спорные, которые требуют дополнительной проработки и, возможно, внесения изменений в законодательство. Предметом исследования является нормативная база данных и существующая практика применения Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ» Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»2 (далее – Закон об арбитраже). В рамках исследования поставлена цель определения значения правового регулирования, а также деятельности Минюста России в создании эффективных третейских судов, повышении их авторитета, а также в привлекательности третейского разбирательства в РФ. Важным является выявление последствий введения элементов государственного контроля в систему третейского разбирательства, анализ способов взаимодействия государства с арбитражами. Достижению данных целей способствовало изучение как российского законодательства, так и зарубежного опыта в данной сфере с учетом исторического развития. Результаты проведенного анализа позволили выявить проблему сокращения числа третейских судов и некоторые, как позитивные, так негативные, последствия для участников третейского разбирательства. Авторы статьи предлагают основные направления решения проблем как путем корректировки правовых механизмов государственного управления в деятельности третейских судов, так и путем совершенствования действующего законодательства, прежде всего в части процедуры выдачи разрешения на администрирование арбитража, требованиям к судьям третейских судов, перспектив расширения компетенции современных арбитражей. Практическое значение выводов состоит в определении путей обеспечения большей доступности российского третейского разбирательства, снижения нагрузки на государственные суды, а также избегания ухода в другие юрисдикции. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
205–228
|
Осмысление российского феномена электронного (цифрового) взаимодействия государства и общества, изучение теории в рамках «движения за новое изобретение правительства» становятся особенно актуальными в условиях развития цифровой экономики как новой парадигмы социально-экономического развития страны. В целях выявления особенностей научного дискурса «электронное (цифровое) госуправление» автор предпринял попытку структурировать информацию о научных публикациях по тематике электронного правительства России (далее – э-правительство). Основное содержание данного исследования составляет наукометрический анализ журнальных статей, докладов, конференций, книг, диссертаций и научных работ, зарегистрированных в национальных и зарубежных информационных базах данных и связанных с российским э-правительством в период с 2001 по 2016 г. На основе полученных результатов обзора публикаций, выбранных в том числе по индексу цитирования, определены основные тематические ориентиры на исследовательском поле э-правительства, проведено их сравнение по некоторым показателям с зарубежными странами. Автор приходит к выводу, что содержательно-тематический профиль публикационной активности российского академического сообщества в основном связан с общественно-политической проблематикой э-правительства, в отличие от развитых стран, где темы совершенствования (модернизации) процессов управления и проблемы эффективности использования технологий на протяжении десятка лет остаются наиболее актуальными. В целом полученные автором результаты и выводы указывают на необходимость внесения системных изменений в процедуры регистрации исследований по э-правительству. Полученные результаты обзора литературы могут быть полезны академическому сообществу при проведении поисковых исследований, в разработке новых научных направлений или оказать помощь экспертам в поиске путей развития цифрового госуправления. |
|