|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2018. №4
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–41
|
В статье рассматриваются институциональные процессы, протекающие в региональных экономиках, через призму решения задач инфраструктурного развития. Проверены гипотезы о существовании взаимосвязи между деятельностью региональных властей по привлечению инвестиций в инфраструктуру и параметрами экономического роста в субъектах РФ, а также о степени влияния институциональной среды на развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). Использован неоинституциональный подход к изучению факторов, влияющих на поведение участников взаимодействия власти и бизнеса в экономической сфере. Эмпирическая часть исследования основана на изучении опыта города Москвы и Ямало-Ненецкого автономного округа. С применением статистических методов проанализирована динамика показателей, характеризующих социально-экономическое развитие (СЭР) субъектов РФ и привлечение частных инвестиций в развитие региональной инфраструктуры. Методом case study выявлены лучшие практики регионов при создании институциональной среды для инвесторов и реализации инфраструктурных проектов. Предложены расчетные индексы для оценки привлечения частных инвестиций в инфраструктуру и для оценки СЭР регионов. Выявлено существование взаимосвязи между показателями привлечения частных инвестиций в общественную инфраструктуру и экономическим ростом. В обоих регионах прослеживается взаимосвязь между развитием институциональной среды и появлением новых проектов ГЧП. На фоне институциональных изменений наблюдается повышение объема частных инвестиций в инфраструктуру и доли внебюджетного финансирования в государственных программах. Полученные результаты согласуются с теоретической предпосылкой о первичности создания институциональной среды по отношению к реализации проектов. Разработаны практические рекомендации по развитию институциональной среды для субъектов РФ, решающих сходные задачи инфраструктурного развития.
|
|
42–69
|
Статья посвящена проблеме повышения эффективности брендинга регионов России. Целью исследования является обоснование возможности применения проектного подхода для повышения эффективности брендинга субъектов РФ. Достижение цели исследования основано на гипотезе о том, что эффективность брендинга субъектов РФ в настоящее время связана с качеством управления региональным брендом со стороны региональных администраций. В рамках достижения цели и обоснования гипотезы были последовательно решены следующие задачи. Во-первых, доказано, что качество управления региональным брендом со стороны региональных администраций связано с наличием и силой эффекта от брендинга регионов. Во-вторых, установлена возможность применения проектного подхода для повышения уровня управления брендом региона, предложена структурно-ролевая модель проектного управления региональным брендом. Концептуальной основой исследования является разделение маркетингового и управленческого аспектов регионального брендинга, что позволило объяснить наблюдаемое противоречие между высоким методологическим обеспечением процессов и многочисленными неудачами развития брендов регионов России. Доказательство роли уровня управления как фактора успеха брендинга регионов базировалось на сопоставлении экспертных оценок эффектов региональных брендов и качества управления ими, полученных на основе анализа нормативно-правовой документации, научных публикаций и экспертных мнений по брендам субъектов РФ. Результаты исследования могут быть использованы для повышения компетентности региональных администраций в вопросах брендинга территорий.
|
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
70–93
|
В настоящей статье заявлена позиция автора по вопросу о цифровой трансформации в государственном управлении. Исходным стало утверждение о том, что цифровые технологии открывают новые возможности для дальнейшего внедрения государственного управления по результатам. Обзор литературы по данной проблематике позволил выявить основные подходы к определению цифровой трансформации в сфере государственного управления. Анализ отечественной и зарубежной практики использования цифровых технологий при планировании, мониторинге и оценке управленческих решений и государственной политики позволил сформулировать предложения по приоритетным направлениям применения цифровых технологий в рамках дальнейшего освоения принципов и процедур управления по результатам. Анализ показал, что цифровая трансформация государственного управления, вопреки утверждению некоторых авторов, не является альтернативой государственному управлению по результатам как концепции. Более того, использование цифровых технологий позволяет решить многие проблемы, выявленные в прошлом при внедрении механизмов и инструментов управления по результатам. В частности, цифровые технологии позволяют минимизировать временной лаг между достижением результатов и появлением данных об их достижении; значительно увеличить количество источников данных и показателей, которые могут быть использованы для планирования, мониторинга и оценки результативности и эффективности деятельности органов власти; снизить риск умышленного искажения отчетных данных.
|
|
94–119
|
Предмет исследования – влияние самоэффективности и профессионального развития государственных аудиторов на качество государственного аудита. В рамках исследования нами ставилась задача изучить взаимосвязи между профессиональным развитием, самоэффективностью и качеством аудита с целью выработки практических рекомендаций по повышению эффективности государственного аудита. Для выявления взаимосвязи между качеством аудита, профессиональным развитием и самоэффективностью аудиторов был проведен опрос среди 20% государственных аудиторов Казахстана и на основании полученных данных осуществлен дисперсионный, регрессионный, корреляционный анализ. Авторы исходили из следующих гипотез: а) высокая самоэффективность аудиторов положительно влияет на качество аудита; б) организационная культура – основной фактор профессионального развития аудиторов; в) имеется прямая взаимосвязь между профессиональным развитием и самоэффективностью и г) профессиональное развитие прямо влияет на качество аудита. Результаты анализа позволили сделать вывод о том, что существенными факторами, влияющими на качество аудита, являются профессиональное развитие (включая организационную культуру и возможности обучения) и самоэффективность (включая профессию и опыт, а также тенденции и результаты работы).
|
ВОПРОСЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
|
120–144
|
В современных условиях цифровой трансформации государственной гражданской службы требуются новые компетенции служащих. Целью предлагаемого исследования было определить основные необходимые компетенции государственных гражданских служащих и составить рекомендации по их развитию на основе внедрения компетентностного подхода к оценке и формированию кадрового состава, диверсификации направлений обучения (обучение на рабочем месте, обмен опытом и знаниями с коллегами, внедрение современных инструментов анализа, в том числе для поддержки функций рекрутинга, построение карьерного трекинга и развития компетенций сотрудника). В статье дан обзор основных позиций компетентностного подхода к формированию кадрового потенциала, определены группы компетенций. На основе данных опроса служащих государственных служб различных категорий и групп должностей составлен рейтинг компетенций государственных гражданских служащих, выделены характерные сегодня для госслужбы проблемы, препятствующие успешному карьерному продвижению и развитию государственной службы в целом. Полученные результаты свидетельствуют об инертности системы государственной гражданской службы в сфере управления талантами и карьерным трекингом, о недостаточном или полном отсутствии интереса к новым форматам коммуникаций и обучения, позволяющим формировать мягкие навыки. Сделан вывод о том, что компетентностный подход в системе управления талантами и планирования карьеры может быть реализован в рамках единой цифровой платформы. Базисом такой платформы должна стать представленная онтологическая модель. Инструменты исследования данных позволят осуществлять объективный отбор кадров на должность, определять программу развития и выстраивать карьерный трекинг, а также измерять эффективность руководителя подразделения. Результаты исследования могут стать полезными при формировании профессиональных стандартов в сфере государственного управления.
|
|
145–171
|
В основе работы лежит предположение, что психологические характеристики служащих государственного сектора отличаются от психологических характеристик работников частного сектора. Задачей исследования стала оценка роли черт личности в объяснении карьерных предпочтений и карьерных траекторий студентов одного из российских вузов, для чего в 2016 г. был проведен опрос (N = 804) с использованием краткого опросника Большой пятерки (TIPI). Опрос показал, что студенты, выбирающие органы государственной власти в качестве места работы, значимо отличаются по структуре черт личности от студентов, стремящихся работать в частном секторе. Так, выбирающие органы государственного управления продемонстрировали более высокие значения по шкалам «добросовестность» и «экстраверсия» и более низкие – по шкале «открытость опыту». В то же время анализ результатов панельного исследования (N = 184), проведенного спустя два года после выпуска (2018 г.), показал, что работающие в государственном секторе выпускники во время прохождения опроса отличались более высокими значениями по шкале «эмоциональная стабильность». Таким образом, был сделан вывод, что стремятся работать в государственных органах люди с характеристиками личности, отличными от тех, что свойственны людям, работающим в них.
|
|
172–194
|
Адаптация кадров рассматривается с позиции современного подхода социальной идентичности, согласно которому личностная причастность молодого специалиста к новой социальной и профессиональной среде лежит в основе желания продолжать свою деятельность в организации. Проверялась основная гипотеза о том, что позитивная социальная идентичность связана с такими действиями в ходе адаптации по активизации когнитивных, ценностно-смысловых и поведенческих сторон деятельности, как информационно-психологическая поддержка молодого специалиста со стороны руководителя, наставника и коллектива при включении специалиста в совместную деятельность. Целью исследования было выявить наиболее значимые для молодых государственных служащих факторы адаптации, оказывающие непосредственное влияние на формирование у них позитивной социальной идентичности. Среди основных факторов рассматривались: принятие молодым сотрудником статуса государственного служащего, мотивация государственного служащего, отношение к совместной деятельности и нацеленность на расширение контактов с руководством и коллегами, общественная и трудовая активность. Исследование проводилось в виде опроса (анкетирования) 109 молодых специалистов, проходивших адаптацию в федеральных и региональных органах государственной власти, и муниципальных служащих. В результате исследования было выявлено, что основное место среди факторов адаптации занимает информационно-психологическая поддержка молодого специалиста со стороны руководителя, наставника и коллектива при включении специалиста в совместную деятельность. Также выделены направления совершенствования системы адаптации молодых специалистов в органах государственной службы различного уровня.
|
РЕЦЕНЗИЯ
|
195–200
|
Рецензия на монографию, посвященную систематизации требований ОЭСР к качеству государственного управления, официальной оценке соответствия российской нормативной правовой базы и правоприменительной практики требованиям данной организации и перспективам развития правового регулирования российского государственного управления, вышедшую в издательстве «Дело» РАНХиГС в 2018 г.
|
|