|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2020. №1
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–40
|
Цель настоящего исследования – анализ теоретических основ концепции «жестких» бюджетных ограничений и ее применимости к городам Российской Федерации. Выдвинуты следующие исследовательские гипотезы: (1) региональные органы власти России склонны к нестабильности в части единых налоговых нормативов отчисления в городские округа; (2) указанная нестабильность является критерием «жесткости» бюджетных ограничений, который влияет на заинтересованность местных властей (городов) в развитии «подчиненных» территорий; (3) местные бюджеты в России имеют сравнительно низкую налоговую автономию. Для проверки предложенных гипотез в разрезе субъектов РФ за период 2010–2018 гг. были собраны и проанализированы единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в бюджеты городских округов; составлен индекс волатильности указанных нормативов, который затем был проанализирован на наличие статистических связей с основными показателями развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в регионах. Наши наблюдения показали, что в контексте бюджетного устройства стран ОЭСР местный уровень власти в России имеет сравнительно низкую налоговую автономию, а региональные органы власти нестабильны в части рассматриваемых нормативов, что в целом не соответствует концепции «жестких» бюджетных ограничений. Предположение о статистической связи «жесткости» бюджетных ограничений, выраженной через индекс волатильности нормативов, и названной заинтересованности местных властей (городов), сформированной в виде показателей развития МСП, не подтвердилось, однако это не отменяет необходимости внесения изменений в систему межбюджетных отношений России, предложенных в настоящей работе на средне- и долгосрочную перспективу.
|
|
41–59
|
Статья посвящена изучению результатов административной реформы с позиции теории организации. Поводом для исследования послужила пятнадцатилетняя годовщина начала масштабной административной реформы в Российской Федерации. Основная цель исследования – подведение итогов преобразований в системе органов исполнительной власти за истекший период, оценка процессной составляющей реформы и ответ на вопросы, каких результатов удалось достичь и почему некоторые из них остались лишь декларацией. В статье проведено сравнение целей реформы в разные временные периоды, сопоставлены запланированные и достигнутые результаты, описаны взаимосвязи непосредственных результатов реформы с ожидаемыми конечными эффектами, оценено количество производимых модернизаций системы исполнительной власти на разных этапах. На основе проведенного анализа сделан ряд выводов об особенностях целеполагания в рамках планирования и осуществления реформы, о недостаточной транзитивности показателей реформы, высокой частоте организационных изменений, а также нестабильности ключевых приоритетов реформирования. Был проанализирован организационный аспект реформы с применением разных моделей организационных изменений, включая модели Курта Левина, Уильяма Барнетта, Ларри Грейнера. В результате выявлены ключевые закономерности внедрения преобразований в отечественной практике реформирования системы исполнительной власти, определены «болевые точки» проведения структурных изменений на примере федеральных органов исполнительной власти и даны предложения по совершенствованию процесса реформирования в будущем.
|
|
60–85
|
Статья основана на результатах научно-исследовательской работы по изучению деятельности самозанятых граждан. Целью выполненного исследования являлся анализ сущности самозанятости как социально-экономического явления, масштабов его распространенности, анализ предпринимаемых государством мер по легализации самозанятых и созданию благоприятных условий их деятельности, а также предложения по их корректировке. Информационную и эмпирическую базу исследования составили нормативно-справочные материалы, научные публикации и результаты социологических опросов, в том числе проведенных авторами. Выполненный анализ показывает, что самозанятость представляет особый вид предпринимательской деятельности, однако трудно поддающийся государственному регулированию в силу своего преимущественно «теневого» характера. Масштабы самозанятости значительны как за рубежом, так и в России. По данным социологического опроса, доля самозанятых в общей численности занятого российского населения составляет 22%, при этом 64% самозанятых работают без регистрации своей деятельности, не уплачивая ни налоги, ни страховые взносы. В последние годы государством предпринимаются различные меры по легализации деятельности самозанятых, но эти меры на данный момент большей частью носят экспериментальный характер. Как правило, они связаны с налогообложением, упрощением регистрации самозанятых в налоговых органах и дальнейшей коммуникации с ними. Государственному регулированию деятельности данной группы граждан препятствует отсутствие в российском законодательстве единого для всей законодательной системы определения «самозанятость», а также общепринятых критериев отнесения граждан к самозанятым. Результаты социологического опроса показывают, что инициативы государства на текущий момент не находят ощутимой поддержки со стороны самих самозанятых граждан, что во многом связано с их недоверием к органам государственной власти, а также с отсутствием реальных стимулов для перехода в легальное поле, в частности обеспечения социальными гарантиями. В статье приводятся предложения по совершенствованию механизма легализации деятельности самозанятых с учетом мнений и оценок самих граждан, работающих на основе самозанятости.
|
|
86–114
|
Исследование посвящено трансграничным проектам ГЧП как основанным на распределении рисков и объединении ресурсов частного партнера и публичного партнера, на стороне которого выступают два и более государств, в целях строительства и эксплуатации объекта или совокупности технологически связанных объектов инфраструктуры, расположенных на границе этих государств. Развитие трансграничной инфраструктуры играет ключевую роль в ускорении связей между государствами и осуществляется как в рамках приграничного сотрудничества, так и в рамках масштабных международных инициатив («Один пояс – один путь»). ГЧП стало распространенным механизмом для создания трансграничной инфраструктуры. Однако особому балансу ограничений и возможностей субъектов управления в рамках ГЧП в отношении трансграничных объектов инфраструктуры, также как и специфике риск-менеджмента частного партнера и публичных партнеров, в проведенных ранее исследованиях должного внимания уделено не было. В статье показана специфика трансграничных проектов ГЧП, затрагивающих фактически и юридически интересы и государственные границы нескольких государств. Были выявлены проблемы управления, финансирования и правового обеспечения трансграничных проектов ГЧП, а также предложен комплекс мер, направленных на минимизацию указанных проблем и активизацию привлечения частных и государственных инвестиций в трансграничные ГЧП. Для этого были изучены ряд трансграничных проектов ГЧП (Россия – Китай, Франция – Испания, Малайзия –Сингапур и др.), объектный и субъектный состав, формы этих проектов, структура их финансирования, распределение рисков, существенные условия соглашений, участие международных банков в их финансировании и др. Представлен сравнительный анализ этих проектов и иных проектов ГЧП, реализующихся на основе межгосударственного сотрудничества, показаны сильные стороны трансграничных ГЧП. Методологически исследование основано на методе сравнительно-правового анализа, интерпретационном методе, кейс-методе, бенчмаркинге. Выводы, полученные в результате исследования, могут быть полезны как при разработке направлений экономической и инвестиционной политики государственного управления в отношении создания и эксплуатации трансграничных объектов ГЧП, так и при проведении дальнейшей теоретической разработки проблем государственного управления в данной сфере.
|
|
115–136
|
Проблемы взаимодействия общественных институтов и органов власти весьма актуальны на современном этапе развития общества и государства в России. Повышение эффективности институтов публичной власти – важнейшая цель политического развития страны. В связи с этим задача по выявлению и внедрению критериев оценки эффективности деятельности государственно-общественных институтов является актуальной для выработки эффективных основ публичной политики в целом. Недостаток адекватных инструментов и шкал измерения эффективности общественных палат приводит к доминированию описательных характеристик и оценочных суждений при рассмотрении деятельности региональных общественных палат, попытка проанализировать проблемы и подходы к оценке эффективности деятельности которых предпринята в статье. На основе результатов проведенного исследования, включающего анализ документов, материалов СМИ, серии экспертных полуструктурированных интервью, авторами сделаны выводы о том, что основными критериями оценки эффективности деятельности региональных общественных палат являются, во-первых, способ формирования общественной палаты как переговорной площадки и института представления интересов общества, а во-вторых, условия участия в осуществлении общественного контроля. Указанные критерии напрямую связаны с проблемами представительства интересов в общественной палате, с зависимостью ее деятельности как от личностных факторов, так и от политической конъюнктуры. Делается вывод, что повышение эффективности деятельности данного института возможно через усиление самостоятельности региональных общественных палат и независимости от администраций субъектов Федерации, через целенаправленные изменения в направлении более открытой и демократичной процедуры формирования состава палаты и реализации функций общественного контроля.
|
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
137–165
|
Объектом исследования являются моногорода Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (СФО и ДФО). Исходя из анализа особенностей развития этих городов, была выстроена их типология в качестве инструмента выявления потенциала и перспектив их развития, а также исследован потенциал и перспективы предприятий моногородов данных округов. В основе исследования – анализ статистических материалов, нормативно-законодательных актов РФ, а также проведенное авторами в 2019 г. невключенное наблюдение. Для более наглядного и системного представления результатов использован такой метод визуализации данных, как картографирование в оригинальной разработке. Исследование показало, что среди моногородов СФО и ДФО преобладают города с имеющимися рисками социально-экономического положения. Сделаны выводы, что улучшению ситуации в монопоселениях и предотвращению кризисных явлений в них могут способствовать меры, ориентированные в первую очередь на повышение эффективности и конкурентоспособности градообразующих предприятий, а также создание Фондов инвестирования моногородов, которые направят часть доходов крупного бизнеса на их развитие. При системной господдержке старые ресурсные специализации моногородов могут развиться в отраслях нового техноуклада.
|
|
166–196
|
Предметом исследования являются проблемы и перспективы восприятия принципов устойчивого социально-экономического развития в государственно-правовой системе Российской Федерации на примере развития горных регионов. Проведенный сравнительный анализ международных актов, нормативно-правовых и политико-правовых актов Российской Федерации и иных государств позволил определить подходы к разрешению общих и локальных проблем горных регионов. Изучены теоретические взгляды на решение политико-правовых проблем регионального развития, в том числе развития горных территорий. Сделан вывод о том, что в Российской Федерации имеется потенциал для формирования организационно-правового механизма устойчивого регионального развития, для чего требуется комплексный учет социальных, экономических, природно-климатических условий жизнедеятельности, исторически сложившегося в регионе уклада жизни и ведения хозяйства. На основе сделанных выводов предложены модели государственного обеспечения устойчивого развития горных территорий России. Автор приходит к выводу о возможности обеспечения устойчивого развития горных территорий на основе государственной региональной политики с включением в нее особой «горной» повестки. Практическое значение работы заключается в том, что сделанные выводы и предложения могут лечь в основу дальнейшего совершенствования документов стратегического планирования, нормативно-правового регулирования в части учета и обеспечения баланса социальных, экологических и экономических потребностей общественного развития и, как следствие, формирования конкретных механизмов обеспечения устойчивого развития Российской Федерации. Ряд предложений легли в основу правотворческой деятельности Союза независимых государств (СНГ).
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
|
197–223
|
Сбалансированное гендерное представительство в органах местного самоуправления способно внести в деятельность муниципального сообщества новы ерешения социально-экономических проблем, сформировать дополнительные компетенции, усовершенствовать профессиональную конкуренцию. Цель исследования – комплексная характеристика нормативноправового регулирования реализации гендерных прав в публичных органах власти; анализ муниципальной практики России и зарубежных стран в указанном аспекте; внесение предложений по корректировке законодательства в сфере равенства полов. С этой целью был проведен сравнительный анализ нормативного и судебного регулирования принципа гендерного равноправия в России и зарубежных странах; обобщены сведения бо-лее 200 электронных баз данных об итогах муниципальных выборов 2017–2019 гг., представленные на официальных сайтах муниципальных образований РФ, их региональных объединений, избирательных комиссий; изучены показатели государственной статистической отчетности о занятости мужчин и женщин в органах местного самоуправления (2016–2019 гг.). На основе исследования аналитических докладов международных органов установлен мировой рейтинг стран в сфере соблюдения гендерного равенства. Применение в зарубежных моделях гендерного представительства количественного критерия – квоты в 30–40%, осуществление административного мониторинга его соблюдения и эффективной судебной защиты свидетельствуют о высоком уровне гарантированности сбалансированного соотношения полов в публичных структурах власти (Италия, Норвегия, Швеция). Состав муниципалитетов Курской области как субъекта РФ с типичной для ЦФО организацией местного самоуправления и г. Москвы как города федерального значения отражает зависимость степени представительства полов от следующих факторов: типа муниципального образования, удаленности от центра, состояния его материальной базы, численности населения, специфики уклада жизни. Полученные результаты позволяют заключить, что отсутствие в России требования соотношения полов дестабилизирует многоотраслевой характер муниципального управления, сужает поиск возможностей для профессиональной и интеллектуальной самореализации граждан, подавляет активность социальных групп. Сделан вывод о недостаточном внимании законодателя к мерам обеспечения прав женщин на участие в муниципальном управлении. Тенденции территориального укрупнения муниципальных образований в России, а значит, изменение соотношения численности населения, депутатского корпуса, позволят решить данный вопрос в новом правовом поле. |
РЕЦЕНЗИЯ
|
224–231
|
Статья посвящена анализу положений доклада В.Н. Южакова, Е.И. Добролюбовой, А.Н. Покиды, Н.В. Зыбуновской и Е.В. Масленниковой «Оценка динамики результативности контрольно-надзорной деятельности государства с позиции граждан как ее конечных бенефициаров», опубликованного в издательстве «Дело» РАНХиГС и представленного на Гайдаровском форуме в январе 2020 г. В докладе предпринята попытка оценки результатов контрольно-надзорной деятельности с позиции граждан в противовес традиционной оценке исполнения соответствующих функций бизнесом и самим государством. Особенностью реализованного подхода является и включение в состав выборки исследования не только граждан, обращавшихся в контрольно-надзорные органы, но и тех, кто не сталкивался с угрозами причинения вреда либо сталкивался, но не обращался в органы государственного контроля. В качестве ключевого показателя, характеризующего конечные результаты контрольно-надзорной деятельности, предлагается использовать оценку гражданами уровня защищенности значимых для них ценностей от рисков причинения вреда. В рецензии сделан вывод о значимости предложенного авторами подхода и важности дополнения традиционно используемых для оценки результативности контрольно-надзорной деятельности статистических показателей социологическими данными.
|
|