|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2022. №1
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
49–77
|
В текущем исследовании рассматриваются различные меры по поддержке экспортеров. Особое внимание уделяется анализу поддержки российских экспортеров несырьевых неэнергетических товаров, а также институтам – государственным агентам по предоставлению данной поддержки. Гипотеза исследования состоит в том, что российские институты поддержки экспорта оказали положительное влияние на рост несырьевого неэнергетического экспорта из России путем повышения эффективности своей работы и предоставляемых мер поддержки. При проверке гипотезы выявлено несколько нюансов. В частности, в России в общем доступе информация об объемах поддержки экспорта, объемах несырьевого неэнергетического экспорта крайне ограничена. Вместе с этим имеющиеся данные указывают на то, что в России до сих пор сохраняется зависимость от энергетического экспорта. Анализ показал, что в период активного продвижения экспорта из России с 2015 года не наблюдается явных трендов роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров. При этом каких-либо явных трендов в улучшении эффективности работы институтов поддержки и предоставляемых мер поддержки не наблюдается: на примере одной из нефинансовых мер поддержки показано, что данная мера дублируется информацией от международных организаций. На основе выявленных взаимосвязей сформулированы выводы относительно возможного повышения эффективности работы институтов поддержки экспорта, а также самих мер. Выводы также включают в себя оптимизацию требований для предоставления поддержки и необходимость усиления взаимодействия с международными организациями.
|
|
78–100
|
В настоящее время в России идет реформа контрольно-надзорной деятельности – «регуляторная гильотина». Ее цель – существенно сократить число обязательных требований в законодательстве, оставив среди них лишь те, которые действительно необходимы и должны контролироваться. В представленной статье принципы данной реформы применяются к федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС). Российское законодательство под качеством образования понимает соответствие этим стандартам, однако их число крайне велико, что ранее затрудняло их системное исследование. Применение методов вычислительного права позволило провести анализ одного из разделов – «Условия реализации программы» – для 720 ФГОС высшего образования (специалитет, бакалавриат, магистратура). Компьютерная программа сформировала «обобщенную сводку» текстов без потерь содержания (для всех ФГОС каждого уровня образования). В ней дублирующиеся и схожие фрагменты были объединены; отличия и вариации формулировок отмечены и визуализированы. Объем анализа уменьшился более чем в 35 раз, и стала возможной экспертная оценка всех требований ФГОС. Ранее подобный метод в вычислительном праве не использовался. В результате исходные десятки тысячи требований ФГОС были разделены на четыре категории, три из которых рекомендуются к исключению (по соответствующим причинам), оставшаяся – это «обязательные требования». Эти пять обобщенных универсальных требований подходят для использования в контрольно-надзорной деятельности, а за их нарушение может устанавливаться ответственность.
|
|
101–123
|
Предметом обсуждения являются феноменологическая типология реализуемых муниципальных управленческих стратегий и влияние внешних факторов на предпочтение муниципальными руководителями определенной стратегии. Выдвинута гипотеза, что выбор муниципальными лидерами определенной стратегии управления во многом зависит от внешних, прежде всего неполитических факторов. В исследовании обобщены материалы нескольких сотен полевых исследований практики муниципального управления в провинциальных местных обществах за период 2006–2021 гг. Цель исследования – подтверждение и обоснование предложенной ранее типологии управленческих стратегий, представленной четырьмя полярными типами: (1) реального местного самоуправления; (2) «поместного» управления; (3) «советского» типа управления; (4) «политизированного» управления. В результате показано, что предпочитаемые стратегии управления остаются неизменными продолжительное время в конкретных муниципалитетах. Было установлено, что выбор определенной стратегии обусловлен преимущественно такими факторами, как (1) степень пространственной изоляции местного общества, (2) длительность его непрерывного существования, (3) возможности использования населением местных природных ресурсов, (4) возможности контроля ресурсов представителями местной власти, (5) зависимость местного общества и, соответственно, муниципалитета от внешней государственной финансово-экономической поддержки. Выявленные факторы имеют прогностическую ценность для системы публичного управления как с точки зрения повышения управляемости местного уровня власти, так и возможности достижения идеала реализации местного самоуправления.
|
|
124–147
|
Пространственное развитие территорий России – важная стратегическая задача поддержания устойчивого роста экономики, обеспечения конкурентоспособности и территориальной связанности государства. К настоящему времени в стране укоренились глубокие диспропорции, проявляющиеся на социально-экономическом уровне в дисбалансе системы расселения, в состоянии инфраструктуры и демографии, а также в региональном неравенстве (концентрация экономической деятельности на ограниченном количестве территорий). В статье предложена оригинальная методика оценки устойчивости пространственного развития регионов Сибири и Дальнего Востока России через призму компонент триады устойчиво-безопасного развития (Sustainable development): экономической эффективности, социальной стабильности и экологической безопасности. Приведены результаты расчета Индекса устойчивости пространственного развития регионов (УПР), на основе которого все регионы были разбиты на три группы: приоритетные – «устойчивые»; функционирующие – «стабильные»; проблемные – «нестабильные». Ввиду дифференциации природных ландшафтов и изменчивой суровости климата, для пространственного развития ряда субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов не требуется экстенсивное территориальное освоение. Реновация сети форпостов и инфраструктуры, селективная политика развития населенных пунктов, вахтовый метод (с минимально достаточным набором социальных функций) принесут значительно больший эффект. Акцентирована важность перехода от перераспределения ресурсов к перераспределению возможностей и выравниванию инвестиционной привлекательности регионов Сибири и Дальнего Востока – созданию условий, привлекательных для роста капитализации территорий и, соответственно, для улучшения жизнедеятельности и устойчивости. С практической точки зрения результаты исследования могут быть использованы при вариантном сценарном планировании пространственного развития восточных регионов страны.
|
|
148–169
|
Интеграция медицинского и социального обслуживания, обеспечивающая более своевременное и полное удовлетворение потребностей пациентов в лечении и уходе, улучшает качество жизни в старших возрастах и позволяет сдерживать рост расходов на оказание услуг пожилому населению. Цель данного исследования – оценить текущую степень интеграции медицинских и социальных услуг для пожилых людей в России. В исследовании предложен перечень механизмов интеграции разных уровней, которые могут обеспечивать согласованную работу российских ведомств при оказании услуг пожилым людям. По итогам анализа нормативной базы, а также интервью с руководителями и работниками здравоохранения и социального обслуживания трех субъектов Российской Федерации (Орловской области, Карелии и Северной Осетии) были определены существующие и внедряемые формы интеграции, оценены уровень интеграции и барьеры к его повышению. Текущий уровень интеграции социальных и медицинских услуг в России можно оценить как невысокий. В последние годы осуществляется переход от строгого разделения сфер ответственности по ведомственному признаку к интеграции, но параметры совместной работы ведомств пока недостаточно проработаны. Сохраняются значительные барьеры интеграции: административные, юридические, кадровые и финансовые. Результаты исследования могут использоваться в работе федеральных и региональных органов власти по совершенствованию медицинской помощи, социального обслуживания и долговременного ухода для пожилых людей, коммерческими и некоммерческими организациями социального обслуживания.
|
|
170–192
|
В настоящее время решение проблемы бездомности не входит в число приоритетов социальной политики государства. Это обусловлено сложностью оценки масштабов явления, а также нехваткой соответствующих исследований. Имеющиеся исследования, как правило, касаются изучения природы, причин появления, негативных сторон феномена бездомности, отдельных методов работы с бездомными, однако мало ориентированы на выстраивание целостной системы работы с данной проблемной категорией граждан. В статье приведены результаты обзора зарубежных исследований и анализа разработанных за рубежом подходов. Авторы сделали обоснованный выбор наиболее релевантного подхода, опираясь на специфику отечественной научной и управленческой традиции. Предложен комплексный подход к организации деятельности по решению проблемы бездомности в обществе, а также по социальной адаптации и ресоциализации лиц без определенного места жительства в регионах России. Авторами разработана модель социальной адаптации и ресоциализации лиц без определенного места жительства в регионе. Модель представляет собой схематичное описание системы деятельности, увязывающей цели, задачи, основных исполнителей, инструментарий, этапы реализации, источники финансирования и критерии оценки эффективности. Разработка модели социальной адаптации и ресоциализации лиц без определенного места жительства позволит совершенствовать процесс межведомственного взаимодействия и обеспечит системность работы с бездомными гражданами.
|
|
193–219
|
С началом в 2019 г. реформы государственных региональных служб занятости населения и с изменением института выплаты пособия зарегистрированным безработным приобрели особую актуальность вопросы о том, какие именно граждане с какими индивидуальными характеристиками трудоустраиваются через центры занятости и на какие рабочие места; какие индивидуальные характеристики безработных определяют скорость выхода из зарегистрированной безработицы в различные варианты трудоустройства или экономическую неактивность. Цель исследования состояла в оценке влияния индивидуальных характеристик безработных на длительность пребывания в статусе зарегистрированного безработного. Оценки функции Каплана-Майера для определения выхода из безработицы проводились для различных социально-демографических групп, учитывая гендерную принадлежность, возрастную и образовательную разнородность индивидов, а также различия в месте их проживания. Тюменская область стала одним из 16 пилотных субъектов РФ, в которых переход к службам занятости нового типа стартовал раньше, чем в большинстве российских регионов. На основе данных за 2019 г., предоставленных службами занятости Тюменской области, показано, с какими категориями граждан государственные центры занятости населения работают уже достаточно эффективно, а какие категории успешнее находят работу самостоятельно. Было установлено, что быстрее с помощью служб занятости трудоустраивались индивиды с невысоким запасом человеческого капитала (без высшего образования), а также те, кто проживали в селе и/или соглашались на временное трудоустройство. Нашедшие работу самостоятельно, как правило, трудоустраивались на более высокие карьерные позиции. В неактивность быстрее всего переходят наименее квалифицированные безработные. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что модернизация службы занятости, повышение ее роли в трудоустройстве разных групп безработных, в том числе и с высоким уровнем квалификации, невозможны без формирования более разнообразного банка вакансий, тесного сотрудничества с работодателями, разработки и внедрения эффективных подходов к взаимодействию с гражданами.
|
|