|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2013. №1
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
5–30
|
Статья посвящена возможным направлениям совершенствования системы представления должностными лицами и их родственниками сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Рассматривается история внедрения антикоррупционного декларирования в России, анализируются основные недостатки реализуемого подхода к регулированию, исследуются причины низкой результативности исполнения президентских указов, рассматриваются проблемы непроработанности предложенной процедуры декларирования, отсутствия механизмов регулярной верификации деклараций. Выводы и рекомендации: авторы считают, что не следует возлагать основные функции в сфере антикоррупционного декларирования на кадровые службы. Целесообразно было бы выделить три основные группы декларантов: 1) лица, замещающие государственные должности, 2) лица, замещающие должности государственной службы высшей группы категории «руководители», 3) остальные государственные служащие. Полномочия по сбору, проверке и публикации деклараций в отношении разных групп декларантов целесообразно выстраивать в логике системы «сдержек и противовесов» за счет распределения этих функций между различными госорганами и обеспечения взаимного надзора между ними. Авторы не считают возможным ограничиваться рекомендациями по «достраиванию» существующей системы. Предложено вернуться к базовым процедурам предоставления, публикации и проверки деклараций и серьезно переработать соответствующее законодательство. Статья подготовлена на основе доклада НИУ ВШЭ «О развитии антикоррупционного декларирования в России». В ней также учтены результаты обсуждения доклада в ходе двух круглых столов, состоявшихся в августе и сентябре 2012 г. |
|
31–47
|
Применительно к Москве рассматриваются три группы условий обеспечения конкуренции за бюджетные средства, выделяемые городом на предоставление социальных услуг: хозяйственная самостоятельность поставщика, «настроенность» на конкуренцию механизма предоставления бюджетных средств, информированность потребителей о своих правах на получение услуг и о деятельности предоставляющих их организаций. Исследуется одна из ключевых проблем социально-экономического развития Москвы – повышение качества социальных услуг. В качестве действующего решения подробно рассматриваются финансовые механизмы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации. Это финансирование государственных и муниципальных контрактов и различные субсидии. В результате анализа были выявлены принципиальные недостатки механизма финансирования государственных контрактов, установленного Федеральным законом № 94-ФЗ для использования в целях оказания бюджетных услуг. Так же были выявлены недостатки механизма предоставления субсидий, главная и отнюдь не положительная особенность которого – сегментация по формам и типам юридических лиц. Она является препятствием для конкуренции, поскольку каждая организация может надеяться на получение только «своих» видов субсидий и конкурировать с организациями соответствующих групп. Выводы: необходимо добиться сопоставимости экономических условий получателей субсидий; внести изменения в Бюджетный кодекс РФ; внедрить финансовые нормативы. Только на их основе возможен переход от содержания государственных и муниципальных учреждений к оплате предоставляемых организациями услуг. |
|
48–71
|
Урбанизационные процессы в России на современном этапе рассматриваются как исключительно однонаправленная тенденция перманентного роста крупных городов, сокращения малых и оттока населения из сельской местности. Объектом исследования являются домохозяйства, члены которых ведут распределенный образ жизни, причем лишь те, для кого первичным освоенным пространством являлся город, а вторичным – сельская местность. Предмет исследования: социально-экономические аспекты распределенного образа жизни и роль данного феномена в развитии сельских и городских поселений. Цели исследования: формирование и/или уточнение понятийного аппарата описания феномена; описание социально-экономических характеристик объекта исследования, анализ его влияния на местные общество, экономику и власть. Эмпирическое исследование проводилось в четырех сельских поселениях трех регионов. Основные методы сбора информации - интервью и наблюдение. Выводы: 1) теории и концепции, сформулированные для описания различных урабанизационных процессов в классовых обществах, плохо подходят для исследований в России; 2) широко распространенное представление о смерти и деградации деревни является однобоким и объясняется получением неправильных выводов и прогнозов при анализе официальной российской статистики с помощью классовых концепций; 3) освоение городскими жителями сельской местности происходит не только за счет контрурбанизации и наличия у населения дач, но и в связи с существованием феномена распределенного образа жизни, при котором недвижимость и занятость в городе сочетаются с ведением приусадебного хозяйства и частичным жительством в деревне, селе. |
|
72–88
|
Статья посвящена определению, систематизации и классификации многообразия организованных поселков малоэтажной застройки. Автор показывает, что организованный поселок малоэтажной застройки является сложным объектом и субъектом хозяйствования и права. В настоящее время комплекс экономических, социальных и правовых вопросов, характерных для организованных поселков малоэтажной застройки, не исследован должным образом. Автор анализирует специфические риски для организованных поселков малоэтажной застройки. К ним относятся законодательные риски «этажности» малоэтажного строительства при частно-государственном партнерстве, льготном кредитовании с участием государства и регионов или бюджетном софинансировании. На основе их систематизации и классификации исследованы структуры управления организованными поселками малоэтажной застройки. Автором выполнен сравнительный анализ территориального общественного самоуправления с организационной структурой организованного поселка малоэтажной застройки. Даны рекомендации по развитию территориального общественного самоуправления: реализация предложений по наделению организованных поселков малоэтажной застройки статусом территориального общественного самоуправления позволит значительно увеличить степень взаимодействия органов власти, с одной стороны, и сообществ организованных поселков малоэтажной застройки – с другой. При этом важно использовать накопленный положительный опыт функционирования территориально общественного самоуправления в Российской Федерации, а также законодательно предусмотренные для ТОС механизмы. |
МОНИТОРИНГ
|
89–101
|
В настоящей статье представлены основные результаты очередного, четвертого раунда мониторинга применения ФЗ-294, проведенного в 2012 г. Предметом мониторинга стала практика применения положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» в 2012 г. в сравнении с данными о результатах его применения в 2009–2011 гг. В ходе исследования были рассмотрены вопросы, связанные с оценкой исполнения и влияния указанного Федерального закона на состояние взаимоотношений публичной власти и субъектов предпринимательства России в области контроля и надзора за соответствием товаров, работ и услуг с целью нахождения оптимального баланса между ограничением административного вмешательства в предпринимательскую деятельность и обеспечением необходимого уровня защищенности интересов потребителей товаров, работ и услуг. Итоги мониторинга правоприменительной практики Закона № 294-ФЗ показывают, что его реализация в 2012 г. привела к ряду положительных изменений в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Положительные тенденции наблюдаются в отношении большинства аспектов правоприменительной практики и подтверждаются как данными статистического наблюдения, так и иными материалами федеральных органов исполнительной власти, данными мониторинга официальных сайтов органов, осуществляющих федеральный и региональный государственный контроль (надзор). По итогам проведенного мониторинга были сформированы рекомендации по изменению положений данного Закона, смежных федеральных законов и практики их применения. |
|
102–122
|
В данной статье рассмотрена субъективная готовность региональной власти к привлечению негосударственных поставщиков социальных услуг за счет бюджетных средств. Проверялась гипотеза о том, что готовность к этому зависит от понимания органами власти регионов необходимости такого привлечения, наличия успешного опыта привлечения, а также от четкого представления о том, как должно проистекать разгосударствление. Исследование является пилотным и основано на эконометрическом и социологическом анализе опроса заместителей губернаторов и министров регионов, проведенного в 2012 г. Полученные результаты позволили сделать вывод, что большинство регионов считают себя готовыми и понимают задачи разгосударствления. Однако ведомственность интересов и консервативность органов власти могут порождать порочный круг – регионы, не имеющие опыта привлечения, не стремятся его приобрести. Кроме того, в ходе опроса не было выявлено единого видения роли и формы привлечения негосударственных поставщиков; наличие же некоторых противоречий в ответах респондентов не позволило дать высокую оценку готовности региональных органов власти. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
127–136
|
В статье использованы результаты исследований человеческого капитала в области публичного управления, полученные в ходе выполнения проекта «Человеческие ресурсы в государственном и муниципальном управлении: стратегии и технологии развития», выполненного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2013 г., грант № 13-05-0018. На основе этих разработок, заключающихся в установлении соотношения двух подходов к изучению управления человеческими ресурсами в публичном секторе - теории профессиональных социальных фильтров и теории человеческого капитала, в настоящей работе представлен анализ идей, обсуждавшихся на 6-й конференции трансевропейского диалога. (Потсдамский университет, 6–8 февраля 2013 г.). Были высказаны следующие идеи: 1)тезис о том, что принятие болонских принципов образования не привело к существенному повышению уровня образования, в то же время болонские принципы работают в качестве методических ориентиров; 2) наблюдение того, что у различных образовательных учреждений Европы и Евразии нет сильно различающихся, несовместимых подходов, но Болонская реформа к настоящему моменту не создала их единства. Участниками были предложены следующие стратегические принципы реорганизации образования и тренингов для публичного управления: ориентация на публичные услуги; обмен студентами (включая язык, НКО); ориентация в обучении на три момента: рутинную работу; инновационную работу плюс кризисы; академическую принадлежность дисциплин (к каким наукам и направлениям они относятся). |
|
137–162
|
В статье дается анализ существующих методов мониторинга развития технологий электронного правительства в России. Авторы представляют собственную методику выявления комплексных проблем развития электронного правительства с применением метода экспертного опроса, а также результаты его проведения в России. В ходе исследования по специализированной анкете были опрошены 66 экспертов из числа сотрудников органов власти, занимающихся развитием электронного правительства, экспертов IT-компаний, сотрудничающих с госсектором, представителей научно-образовательных и некоммерческих организаций. Было выделено три основные проблемы: «для целей (задач) ставятся недостижимые сроки»; «несогласованность процесса внесения изменений в нормативную правовую базу» и «практика реализации электронного правительства не соответствует стандартам разработки больших информационных систем». Был подтвержден тезис о том, что основные проблемы, связанные с отсутствием явного успеха в реализации программ и планов электронного правительства в России, лежат в законодательной и управленческой сфере, а не в технологической плоскости. Рекомендации: 1) необходимо выстраивание системы обучения и повышения квалификации специалистов, занятых реализацией задач построения электронного правительства: организация обязательных и регулярных курсов повышения квалификации, построенных по принципу профессиональных тренингов, использующих психологические приемы построения командной работы и повышения сервисных способностей команды (аналог тренинга группы продаж), 2) создание федеральных, региональных и муниципальных экспертных сообществ для проработки документов, проведения регулярных форумов, формирования и публикации своих рекомендаций. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
163–192
|
В ряде политических концепций и концепциях государственного управления выдвигается предположение о том, что смена глав правительств и чиновников высокого ранга происходит в зависимости от качества государственных услуг. В предлагаемой статье для проверки этого предположения используются данные исследования по 148 местным органам власти за четыре года, в ходе которого была выявлена отрицательная зависимость смены руководства от качества работы органов власти. Причем эта зависимость проявляется слабее в отношении глав правительств и сильнее – в отношении членов их команд. Отмечен факт более частых кадровых перестановок в руководстве после вступления в должность главы исполнительной власти, который влияет на данный процесс, возлагая всю вину за неудовлетворительную работу и организацию на тех, кто не входит в его команду. |
|
193–205
|
В данной статье автор рассмотрел предпосылки формирования концепции строительства местного сообщества (community building) и ее основные положения. Им проанализированы подходы к строительству сообщества на основе экзогенного и эндогенного типов развития, а также определены их характерные особенности и методы реализации. В статье сделан акцент на важности проблемы строительства сообществ, которая обуславливается необходимостью теоретического осмысления феноменов общественных трансформаций в рамках локальных коллективов и обоснования соответствующей методологии развития местных сообществ с учетом отечественных традиций самоуправления и опыта развитых государств мира. Основные выводы: концепция строительства местного сообщества предусматривает переход локальных сообществ из состояния объектов управления к состоянию субъектов управления, освобождение их от внешней зависимости, создания условий для участия отдельных индивидов в жизни всего сообщества, их самоактуализацию и самодетерминацию. Согласно основной идее сommunity building, источник и ресурсы развития размещены не за пределами местного сообщества, а заключены в нем самом; на смену внешнему регулированию приходит самоуправление; главным движителем трансформаций является местное сообщество, которое в процессе преобразований своей среды творит и утверждает само себя. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
206–224
|
В статье исследуется проблема социальной ответственности корпораций, требующая комплексного подхода с учетом правовой, управленческой, экономической и политической составляющих. Предметом статьи является институт корпоративной отчетности, который рассматривается: а) как результат борьбы различных социальных интересов, и б) как внутренне противоречивое явление, соединяющее в себе ответы на социальный запрос и технологии корпоративного позиционирования. Результаты исследования: демонстрация корпоративной социальной ответственности путем подготовки и публикации отчетов по устойчивому развитию представляет собой для компаний уже не столько моральный выбор, сколько непременное условие, продиктованное экономической необходимостью, 74% бизнес-организаций готовят социальную отчетность, исходя главным образом из экономических соображений. Подготовка публичных отчетов по устойчивому развитию, превратилась вслед за подготовкой финансовой отчетности в рынок корпоративных услуг, на котором работают и конкурируют друг с другом консалтинговые компании. И так же как на рынке финансовой отчетности, ведущие компании-консультанты по КСО одновременно принимают участие в разработке стандартов учета и аудита и предлагают корпорациям свои услуги по исполнению этих стандартов. Выводы: распространение и усовершенствование корпоративной социальной отчетности, как указывают критики, не сделало бизнес более ответственным, но рациональная критика методик и практик публичной отчетности бизнес-организаций призвана способствовать реформированию этого института социальной открытости, не умаляя, а развивая его позитивный общественный потенциал. |
|
225–233
|
Малые города России – особая организационно-правовая и социально-культурная структура государственной и общественной жизни, имеет специфический хозяйственный уклад и планы развития. Как показывает современная практика, у малых городов России много нерешенных проблем. Анализ политического, организационно-правового и социально-экономического положения малых городов Ревда и Дегтярск Свердловской области позволил выделить имеющиеся там типичные противоречия. Это малые города, в которых градообразующими являются промышленные предприятия, где работает большая часть трудоспособного населения. На примере этих городов рассмотрены перспективы их развития и муниципального управления. По мнению авторов, монополизация всех видов управления, в том числе в организациях и учреждениях различных форм собственности, приводит к стагнации социально-экономического развития. Тотальное увлечение организационно-правовой формой управления в форме филиала приводит к снижению деловой и личной активности административно-управленческого аппарата. |
|